До кризиса ИТ-технологии часто рассматривались в качестве дополнительного инструмента для оптимизации рабочих процессов. Многие корпорации не спешили внедрять цифровые решения в свои бизнес-модели, а выбирали выжидательную позицию.
Однако по данным опроса, проведенного DT-Global Business Consulting GmbH в феврале-марте 2020 г.*, 90% респондентов заявили, что объемы электронной коммерции в их организации увеличатся в текущем году – 57% ожидают рост более чем на 10%. А после принятия государством масштабных карантинных мер, цифровизация стала настоящим спасательным кругом для многих компаний, продолжающих работу в этих форс-мажорных обстоятельствах. В исследовании DT-Global Business Consulting GmbH приняли участие более ста руководителей высшего звена международных и местных компаний, работающих в России в разных отраслях экономики.
«Кризис застиг топ-менеджеров врасплох. Для большинства пандемия точно не была приоритетной макроэкономической угрозой. Ранее в основном учитывалось влияние природных катастроф и геополитических факторов. Конечно, теперь руководители более стратегически подойдут к своим цифровым инфраструктурам и зададутся вопросом: «А что, если это повторится? Какие риски мне надо учитывать в таком случае? И переживет ли моя компания еще один подобный удар? — говорит Серей Халяпин, главный инженер представительства Citrix в России и СНГ. – Особенно будет нарастать осознание преимуществ удаленной работы при наличии необходимого ПО и правильной организации рабочих процессов. Я не хочу сказать, что теперь все станут работать дистанционно, но в целом такой режим будет находить все большее понимание у руководителей и профессионалов».
По данным исследования, только 4% опрошенных считают, что использование цифровых технологий и удаленной работы вернется к докризисному уровню. Подавляющее большинство (64%) уверены, что кризис окажет на компании существенное и постоянное влияние.
Какие решения быстрого реагирования используют организации
Компании, которые внедрили цифровые технологии еще до кризиса, находятся в лучшем положении по сравнению с остальными, но это не означает, что у них нет никаких трудностей. Когда практически все сотрудники стали работать из дома, ИТ-системы организаций оказались перегружены, что отрицательно сказывалось на качестве взаимодействия персонала и производительности. Решением данной проблемы может стать использование облачных сервисов. Данные технологии в России только набирают популярность, поэтому в облако пока переносятся лишь такие менее значимые задачи, как коммуникационное взаимодействие с использованием Microsoft Teams, GoToMeeting.
Есть и комплексные интеллектуальные решения, предоставляющие сотрудникам возможность работать максимально эффективно и безопасно, где бы они ни находились. Одной из интересных возможностей является создание цифровых рабочих мест, которые соединяют компьютер, находящийся в офисе, с любым устройством пользователя - ПК, планшетом или смартфоном. Безусловно, сотрудникам нужно время, чтобы адаптироваться к режиму работы в новых условиях. Но, как показывает практика, это происходит довольно быстро.
«Многие заказчики считают, что облако им не подходит, и предпочитают иметь дело с локальными решениями. Проблема в том, что большинство ИТ-систем могут справиться с 20-30% прироста пользователей, особенно при наличии свободных мощностей. Но чтобы адаптироваться к скачку с трех до десяти или даже двадцати тысяч пользователей может потребоваться 2-3-4 месяца комплексных мероприятий, при условии, что у поставщиков есть всё необходимое оборудование – уверен Сергей Халяпин. – Мы предлагаем использовать функциональность Citrix Remote PC Access, которая позволяет безопасно подключиться к офисному компьютеру, скажем, из дома. Компании могут не принять такое решение в качестве постоянного, но его огромное преимущество в скорости: например, за 20 дней мы подключили 30 тыс. пользователей, практически без необходимости в дополнительном оборудовании».