Информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни мирового сообщества. По данным Harvard Business Review, сегодня число мобильных соединений превышает численность населения Земли. Неудивительно, что такой прогресс привел не только к переменам в быту граждан, но и к обновлению современного государственного устройства. В том числе переживает цифровую трансформацию и Узбекистан: с 2014 года там работает Центр развития системы «Электронное правительство». Центр основан при Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций, где и прошла встреча представителей Eastwind с Олимжоном Умаровым, первым заместителем министра по развитию ИТ и коммуникаций Республики Узбекистан.
Концепция предложенного проекта опирается на опыт Китая. На Международной интернет конференции в декабре 2017 года CACS представила данные о том, что на цифровую экономику Китая приходится 30% ВВП. При этом главный коммуникационный инструмент страны – мессенджер WeChat. Через приложение можно общаться, осуществлять безналичные платежи и переводы, а в 2018 году в нем будет открыт доступ к госуслугам, бронированию отелей и покупке транспортных билетов. Специалисты Eastwind также учли распространенность мессенджеров в Узбекистане, где самой популярной платформой для общения является Telegram, и предложили проект эффективной и безболезненной цифровизации экономики Республики.
«Национальный мессенджер» – это экосистема, объединяющая государство, бизнес и граждан в формате мобильного приложения. Его функциональные возможности смогут удовлетворить потребности пользователей в общении через интернет, а также дадут им ряд преимуществ, благодаря тому, что это государственная платформа. Перечислим ключевые:
– Доступ к полезным сервисам: легко записать ребенка в детский сад или оплатить штрафы через мобильный.
– Создание электронного кошелька в мессенджере и осуществление платежей по QR-коду: легко переводить деньги другим пользователям, оплачивать услуги и покупки.
– Возможность покупки ж/д и авиабилетов: легко найти и оплатить нужные билеты без традиционных очередей.
– Единый доступ к медиа-развлечениям: легко смотреть фильмы, слушать музыку и читать пользовательские и бизнес-каналы.
– Национальная социальная сеть: легко найти любого человека, если он зарегистрирован в мессенджере.
Единая мобильная платформа даст толчок к цифровому прогрессу и в других сферах. Например, наконец, мотивирует операторов связи на развитие сетей: сейчас средняя скорость интернет-соединения в Узбекистане в 10 раз ниже, чем в других странах СНГ. Не только телекоммуникации, но и бизнес, контент-провайдеры, транспортные сети – с внедрением «Национального мессенджера» никто не сможет игнорировать самый доступный и простой путь к пользователям. Для государства проект гарантирует:
– Прозрачность и безопасность данных: вся информация хранится на государственных серверах.
– Единую среду для взаимодействия бизнеса, государственных организаций и населения: регулярный мониторинг данных позволит выявлять и предотвращать мошенничество.
– Систематизацию данных и доступ к BI- и предиктивной аналитике: можно не только собирать и выгружать общегосударственную статистику, но также анализировать и прогнозировать настроения и потребности граждан.
– Монетизацию платформы: минимальный годовой доход от комиссий на транзакции и абонентской платы за подписки на каналы оценивается в 175 млн. долларов.
«Внедрение такой мобильной экосистемы позволит Узбекистану совершить квантовый скачок в цифровую экономику, – прокомментировал Борис Бубнов, директор Eastwind, презентовавший проект в Ташкенте. – Переговоры показали, что «Национальный мессенджер» во многом отвечает потребностям Центра развития системы «Электронное правительство»».
Итогом встречи, прошедшей 22 декабря, стали предварительные договоренности на пилотный проект, обсуждение которого продолжится в 2018 году.