С предложением к Минобрнауки России внести соответствующие изменения в статью 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» Федерального закона «Об образовании в РФ» обратился ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
«Один из самых популярных в мире форматов образования – годичная магистерская программа – не может быть реализован в России в связи с требованиями текущего законодательства о нормативном сроке освоения магистерской программы – два года. Сейчас ведущие университеты имеют возможность запускать такие программы, но только без выдачи документа об образовании государственного образца. Одним из решений может быть присваивание таким документам об образовании ведущих университетов статуса государственных (по аналогии с МГУ и СПБГУ)», – подчеркнул Ярослав Кузьминов.
Вопрос оптимизации нормативного регулирования в этой области – один из ключевых в повестке образовательной конференции #EdCrunch-2019, в ходе которой представители надзорных органов и ректоры университетов обсудят возможности и перспективы онлайн-обучения.
«Данному вопросу будет посвящена отдельная дискуссия в рамках конференции #EdCrunch-2019, в ходе которой ректоры узнают о том, как обеспечить внедрение системы смешанного обучения в своих вузах. Студенты, проживающие в отдаленных регионах, а также за границей, получат доступ к образовательным программам любого вуза России. Такая инициатива станет эффективным решением давней проблемы, стоящей перед образовательными системами всего мира – обеспечение равного доступа к качественному образованию и экспорта национального образования. Этому способствуют и функциональные возможности образовательных платформ и технологий онлайн обучения, многократно возросшие за последнее десятилетние», – отметил программный директор конференции и директор EdCrunch University НИТУ «МИСиС» Нурлан Киясов.
Формат массовых открытых онлайн-курсов предполагает персонифицированный подход к обучению каждого студента, способствует повышению качества и доступности образования. Если преподаватели вуза не обладают требуемыми в рамках индивидуальной образовательной траектории компетенциями, то обучающемуся организуется доступ к онлайн-программе, созданный и сопровождаемой преподавателями других региональных или столичных университетов страны.
Высшая школа экономики весной 2019 года запустила программу «Университетское партнерство», в рамках которой реализует трек «Онлайн-курсы в учебных планах университетов», цель которого – развитие команд региональных университетов в области цифровизации образования и внедрения современных технологий онлайн-обучения.
К минусам онлайн-образования эксперты относят отсутствие «человеческого фактора». Однако онлайн-курсы будут проходить не только в формате лекций, но и — дискуссий, бесед, интерактивных заданий и проектной работы.
В 2017 году началась активная работа по реализации федерального проекта «Экспорт образования», главной целью которого является повышение привлекательности и конкурентоспособности отечественного образования на международном рынке образовательных услуг, а также увеличение не менее чем в два раза количества студентов-иностранцев в российских вузах. По мнению экспертов, наиболее действенным путем достижения целевых показателей является создание и широкое внедрение образовательных онлайн-продуктов.