Обходы технологического оборудования – важный элемент управления надёжностью, направленный на раннее обнаружение дефектов с целью своевременного их устранения и предупреждения отказов. Рациональной основой обходов является представление о дефекте как о предвестнике отказа. Результативность обходов зависит от достоверности, полноты и оперативности собираемых данных о фактическом состоянии оборудования.
С февраля 2020 года обходы в КАО «Азот» осуществляются с использованием цифровых технологий. С этой целью на предприятии создана электронная система обходов оборудования (ЭСО) – многопользовательская система сбора, учета и анализа данных о результатах обходов с использованием мобильных устройств, и Web-технологий. Цифровизация обходов позволяет в режиме реального времени точно фиксировать характер и локацию дефекта или отклонения параметров, и сократить время доведения этих данных до лиц, принимающих решения в области эксплуатации и ремонтов.
Основой системы является приложение «TRIM-Mobile», развернутое на носимых мобильных устройствах, которое позволяет полевому персоналу вводить данные непосредственно в корпоративную информационную систему и получать из нее данные, продвигаясь по маршруту обхода в цеху и осматривая оборудование. Важный элемент системы – NFC-метки на оборудовании для идентификации каждого объекта осмотра.
Система всё это время развивалась функционально и расширялась, пройдя через стадии ЭСО-1, ЭСО-2 и ЭСО-3. Внедрение третьей очереди системы началось в июне 2021 года. В рамках этого этапа выполнена доработка функционала мобильного приложения и его обновление в шести цехах, в которых система была внедрена ранее, а также проведено масштабирование системы на остальные 12 технологических цехов. Количественные параметры ЭСО-3 к моменту ввода в эксплуатацию: 1896 пользователей системы, объектов осмотра в базе данных более 19 500, NFC-меток около 3000, порядка 10 000 осмотров и более 930 маршрутов обходов в базе данных, около 500 мобильных устройств в системе.
Новая версия мобильного приложения «TRIM-Mobile» обеспечила накопление статистики на каждом участке по пользователям и цехам, что позволило усилить контроль и повысить ответственность за выполнение обходов. Существенно снижена трудоемкость при создании и планировании обходов. По оценке Сергея Цепляева, руководителя проекта, главного специалиста цифрового управления производственными активами КАО «Азот», после полного внедрения ЭСО-3 ежемесячно будет высвобождаться более 800 человеко-часов.
«Мы проанализировали статистику до и после внедрения системы и обнаружили, что количество обнаруженных и выявленных дефектов значительно выросло, где-то даже в десятки раз. Это означает, что качество обходов существенно повысилось», – отметил Игорь Карпов, начальник управления автоматизации и связи КАО «Азот».
«В рамках реализованного нами проекта, на наш взгляд, произошла реальная цифровая трансформация всей деятельности заказчика, связанной с обходами. Созданную систему завод может далее масштабировать самостоятельно. Для этого мы провели обучение, так что подключать другие подразделения заказчик сможет, не привлекая разработчика», – отметил Алексей Сукманов, руководитель проекта от НПП «СпецТек».