Служба указала, что несмотря на отсутствие в законодательстве понятия «мелкий шрифт» и требований к размеру шрифта, которым должна сообщаться существенная информация, это не означает, что размер текста может быть любым, поскольку реклама должна быть добросовестной, достоверной и не может вводить потребителей в заблуждение.
В случае, когда существенные условия формально присутствовали в рекламе, но представлены в такой форме, что не могут быть восприняты потребителями, следует считать, что данные сведения не были доведены надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию.
При этом, практика антимонопольных органов показывает, что введение потребителя в заблуждение возможно, как при использовании мелкого шрифта, так и с помощью неконтрастного текста (например, светлый на светлом фоне) или малого времени демонстрации оговорок с существенными условиями в рекламном ролике.
Согласно наблюдениям ОПИ, особенно показательны в этом контексте рекламные кампании недобросовестных операторов, банков, а также автомобильных концернов. Статистика ежегодно рассматриваемых дел, связанных с использованием мелкого шрифта (около 1000 за последние 5 лет), свидетельствует, что у некоторых компаний сложилось восприятие подобных уловок как узаконенного способа обмана потребителей.
Напомним, что ОПИ ведет рейтинг недобросовестности операторов мобильной связи, в основе которого лежит анализ допускаемых операторами нарушений, связанных с обманом потребителей, введением их в заблуждение, предоставлением неверных или неполных сведений об услугах и товарах. По состоянию на август 2017 года наибольшее количество нарушений выявлено у «МТС» (41), далее следует «МегаФон» (31) и «Билайн» («ВымпелКом») (24). У «Yota» – 4 нарушения, у «Tele2» – одно нарушение.
При этом, регулярная публикация информации об уловках недобросовестных операторов уже позволила на 30% снизить число нарушений в данной области.