IT-бюджеты в 2021 году практически не изменились, вместе с тем сегодня IT-директора аэропортов и авиакомпаний фокусируются на развитии технологий, призванных поддержать восстановление индустрии после пандемии COVID-19. Согласно результатам отчета SITA Air Transport IT Insights 2021, к 2024 году одним из приоритетных направлений станет значительное увеличение расходов на цифровизацию и устойчивое развитие. В опубликованном документе представлены мнения более 180 руководителей IT-служб аэропортов и авиакомпаний в 45 странах.
Большинство авиакомпаний (84%) и аэропортов (81%) в 2022 году ожидают аналогичных или больших затрат по сравнению с прошлым годом, при этом расходы на автоматизацию пассажирских перевозок значительно увеличиваются. В 2021 году инвестиции в развитие автоматизированных сервисов для туристов запланировали 56% авиакомпаний и 67% аэропортов. Для тех и других гарантия более комфортного «цифрового» путешествия, повышающего уровень удобства для пассажиров и их доверие к перелетам, является главным ориентиром.
Автоматизированные системы проверки здоровья
В новом отчете IT Insights возможность проверки сертификатов о состоянии здоровья пассажиров определена как область, требующая особенного внимания. На протяжении 2021 года сотрудники 81% авиакомпаний проверяли оригинальные документы туристов на бумажном либо электронном носителе вручную. Сегодня, с целью обеспечить бесперебойный пассажиропоток и регулировать загруженность воздушных гаваней, авиаперевозчики и аэропорты инвестируют в цифровизацию предполетных процедур, которую планируется завершить в течение трех лет. Большинство участников индустрии инвестирует в развитие цифровой системы проверки здоровья, которую можно будет осуществлять через мобильные приложения авиакомпаний (51%) или с помощью киосков самообслуживания пассажиров (45%).
Инвестиции авиакомпаний увеличиваются в таких областях, как самообслуживание с помощью мобильных сервисов, самостоятельная сдача багажа и получение уведомлений о нем, а также ускоренный автоматизированный процесс посадки на борт. Бесконтактные технологии, призванные сделать путешествия более комфортными, быстрыми и безопасными, востребованы для инвестирования наряду с системами биометрической идентификации путешественников. Почти 74% аэропортов сегодня вкладывают средства в ее развитие для гарантии безопасности и операционной эффективности в эпоху COVID-19.
Дэвид Лаворель (David Lavorel), генеральный директор SITA AIRPORTS & BORDERS, отметил: «Авиаотрасль сталкивается с необходимостью снижать свои затраты за счет оптимизации операционной эффективности, а также соблюдения новых требований, связанных с COVID-19. Кроме того, внимание представителей индустрии по-прежнему приковывает тема устойчивого развития, ведь становится очевидно: для достижения целей по сокращению вредных выбросов изменения нужны уже сегодня. «Умные» технологии, автоматизация и цифровизация – единственные способы, которые помогут сфере авиаперевозок найти баланс между безопасностью, устойчивым развитием и прибыльностью бизнеса».
Шаги к устойчивому развитию
Среди наиболее приоритетных IT-направлений для авиакомпаний остается устойчивое развитие: более половины (56%) внедряют новые решения для ведения устойчивого бизнеса уже сегодня, а треть (32%) планирует сделать это к 2024 году. Многие авиакомпании исследуют, как IT-технологии могут помочь им достичь «зеленого» роста.
Участники авиаиндустрии поддерживают усилия, направленные на сокращение выбросов углекислого газа категорий 1 и 2 «Протокола по парниковым газам» (Greenhouse Gas Protocol) . Они сосредоточены на прямых выбросах (из источников, принадлежащих организации или находящихся под ее контролем) и косвенных (образуются вследствие деятельности компании, однако источники принадлежат или находятся под контролем другой организации).
Еще одной важнейшей целью в IT-области сегодня является оптимизация траектории полета воздушного судна на основе данных. Это позволяет повышать эффективность перелетов за счет сокращения объемов традиционного топлива и снижения выбросов парниковых газов.
К инициативам в сфере устойчивого развития относится модернизация инфраструктуры аэропортов (зеленые насаждения, использование естественного освещения и возобновляемых источников энергии), доступные пункты для раздельного сбора отходов, а также применение «зеленых» технологий при возведении воздушных гаваней.
Себастьен Фабр (Sébastien Fabre), генеральный директор SITA FOR AIRCRAFT, добавил: «По оценкам экспертов, такие решения в авиационной отрасли способны сократить до 10% вредных выбросов в атмосферу. Аэропорты и авиакомпании могут быстро добиться значительного уменьшения отходов, если будут исследовать и применять эффективные технологии будущего, а также предоставлять услуги, соответствующие требованиям завтрашнего дня».
По мере того как цифровизация трансформирует индустрию перелетов, возрастает спрос на услуги центров обработки данных. Отчет SITA Air Transport IT Insights показывает: большинство авиакомпаний планирует выбрать критерии оценки внешних поставщиков услуг data-центров, которые поддерживают политику углеродной нейтральности или другие экологические инициативы.