Такие данные приводятся в исследовании Digital Transformation of the Automotive Industry, подготовленном аналитиками Frost & Sullivan. При ежегодных темпах роста на уровне 16,1% к 2025 году объем рынка технологий цифровой трансформации на мировом авторынке увеличится до $168,8 млрд.
Расходы ведущих мировых автоконцернов на информационные и цифровые решения увеличиваются из года в год, растет количество новых разработок и пилотных проектов. С точки зрения затрат на новые разработки, самый крупный сегмент рынка – это “Промышленный интернет вещей” (Automotive I4.0), на который приходится более 30% всех инвестиций. При CAGR 11,5%, к 2025 году его объем увеличится до $36,7 млрд.
На втором и третьем местах идут сегменты “Подключенные автомобили и интернет вещей” и “Системы безопасности” – порядка 10% и 7% соответственно.
“На создание технологий обработки больших данных (Big Data) сегодня тратится порядка 2% от общего объема, однако в обозримой перспективе это один из самых перспективных сегментов рынка цифровой трансформации в автомобильной индустрии. – комментирует Алексей Волостнов, управляющий директор Frost & Sullivan в России. – Если сейчас расходы на Big Data в автопроме оцениваются примерно в $500 млн, то к 2025 году они составят уже $10,5 млрд при CAGR на уровне 35%”.
В рамках сегмента интернета вещей быстрыми темпами, по словам А. Волостнова, будет развиваться направление цифрового ритейла. Этот рынок будет увеличиваться на 29,1% в год и к 2025 году достигнет отметки $50,8 млрд.
По объемам вложений в разработку и внедрение технологий цифрового ритейла в автопроме лидерство принадлежит странам Северной Америки, а также Германии и Франции. Согласно прогнозам, расстановка сил поменяется после 2022 года – Китай потеснит Германию и выйдет на второе место.
Россия сильно отстает от технологических лидеров, однако может занять порядка 6,5% вторичного рынка технологий цифрового ритейла после 2022 года, наряду с Италией (6,6%) и Испанией (6,8%).
На данный момент дорожные карты большинства крупных автопроизводителей в сфере цифровой трансформации включают: на первом этапе – разработку и развитие цифровых сервисов, за которым в начале 2020-х годов последует переход к бизнес-модели “Автомобиль как сервис” (Car as a Service) и после этого, к 2025 году, – к модели “Мобильность как сервис”.
“Еще один тренд – это консолидация рынка. – говорит А. Волостнов. – В автомобильной промышленности сегодня работает порядка 1700 стартапов, предлагающих различные платформенные решения в области интернета вещей и дополненной реальности. Мы ожидаем, что автоконцерны будут продолжать укреплять свои позиции за счет сделок по слиянию и поглощению, а также создания партнерств с технологическими компаниями. Основными целями автоконцернов останутся компании-разработчики специализированного ПО, операционных систем, микроэлектроники и др.”.
В качестве примера А. Волостнов приводит опыт концернов Toyota и Ford, создавших консорциум SmartDeviceLink (SDL) для конкуренции с решениями Apple и Andiroid на рынке информационных мультимедийных систем для автомобилей. В консорциум также входят компании Mazda, PSA, Fuji Industries, Suzuki, Elektobit, Luxoft Automotive и Xevo.
Среди других ключевых тенденций рынка цифровой трансформации в мировом автопроме, эксперты Frost & Sullivan называют развитие технологий искусственного интеллекта (AI), решений в области повышения кибербезопасности (в том числе на базе блокчейн-технологий), а также технологий дополненной реальности (AR) и облачных сервисов (CS).