«Стагнация на ПК-рынке продолжалась в 4 квартале 2016 года: рождественские распродажи были в целом слабыми вследствие кардинального сдвига в поведении покупателей ПК, — пишет Микако Китагава (Mikako Kitagawa), главный аналитик Gartner. — ПК-рынок в целом оставался статичным, так как прогресс в технологии был недостаточным, чтобы двигать реальный рост рынка, но были новаторские форм-факторы — „два-в-одном“ и тонкие и легкие ноутбуки, — а также усовершенствования в технологии, такие как увеличение времени автономной работы. Этот сегмент рынка быстро рос благодаря заинтересованным пользователям, для которых важен именно ПК. Однако рынок, движимый энтузиастами, не столь большой, чтобы вызвать общий рост рынка».
«Есть и другая сторона ПК-рынка, где компьютеры используются нечасто. Потребители в этом сегменте активно используют смартфоны, поэтому не спешат с покупкой ПК. Эта часть рынка заметно больше, чем сегмент компьютерных фанатов; как результат, резкий спад в сегменте эпизодических пользователей ПК нивелировал быстрый рост в сегменте увлеченных пользователей», — пишет далее Китагава.
На ПК-рынке в целом будет наблюдаться стагнация, пишет Китагава, но при этом есть отдельные возможности роста: рынок заинтересованных пользователей, коммерческий рынок и сегмент геймеров. И всё же, эти области роста не смогут остановить дальнейший спад на ПК-рынке, по крайней мере в будущем году.
Четыре из шести ведущих вендоров продемонстрировали рост мирового объема ПК-поставок в 4 квартале 2016 года. Все три крупнейших вендора увеличили свою глобальную долю рынка в 4 квартале. Lenovo сохранила первое место благодаря росту поставок в Северной Америке и EMEA, но Азиатско-Тихоокеанский регион и Япония продолжали оставаться проблемными рынками.
HP оставалась на втором месте и имела третий подряд квартал роста поставок. Компания занимала первое место по ПК-поставкам в США и EMEA, демонстрируя рост выше среднего по этим регионам.
Dell также имела третий подряд квартал роста поставок в 4 квартале. Компания продолжала рассматривать ПК как стратегический сегмент бизнеса на коммерческом и потребительском рынках в 2016 году.
ASUS испытала самый резкий спад в группе топ-6 вендоров в 4 квартале. Компания смещает свою стратегию ближе к верхнему сегменту рынка, что позволит ей сохранять более высокую рентабельность. Аналитики Gartner полагают, что причиной такого сдвига в стратегии может быть снижающийся объем поставок.
ПК-поставки в США в 4 квартале составили 16,5 млн. шт., на 1,3% ниже, чем в том же квартале в прошлом году. Пять из топ-6 вендоров ПК-рынка в США продемонстрировали рост поставок в 4 квартале, но он был нивелирован спадом на 20,9% в категории «Прочие» и снижением на 48,3% объема поставок ASUS.
«Как и вялые предшкольные продажи в 3 квартале, крупные распродажи — Чёрная пятница, Кибер-понедельник и рождественские скидки — больше не являются действенной маркетинговой возможностью для компьютеров, поскольку покупки ПК обычно движимы фактором „нужно“, а не „хочу“, — пишет Китагава. — Компьютеры больше не являются частым подарком, так как потребители тяготеют к другим товарам потребительской электроники, таким как колонки с виртуальным персональным ассистентом, управляемым голосом (VPA), шлемы и очки виртуальной реальности (VR) и носимые устройства. У вендоров и в каналах сбыта нет больших ожиданий относительно праздничных продаж ПК, поэтому маркетинговые кампании проходили сравнительно тихо».
ПК-поставки в EMEA в 4 квартале превысили 21,9 млн. шт., что на 3,4% ниже, чем в прошлом году. Поставки на потребительский рынок выиграли от хороших продаж в Чёрную пятницу в западноевропейских странах (Великобритании и Франции), особенно это касалось традиционных ноутбуков, ультрамобильных устройств в складном корпусе, с гибридным форм-фактором и геймерских ПК. Предварительные оценки Gartner показывают также рост ПК-поставок в коммерческом сегменте благодаря внедрению Windows 10 в 4 квартале.
ПК-поставки в Азиатско-Тихоокеанском регионе в 4 квартале составили 24,8 млн. шт., что на 3,9% ниже того же квартала год назад. ПК-рынок здесь был затронут двумя крупными событиями. Во-первых, экстренное изъятие из оборота двух номиналов банкнот в Индии привело к более слабому, чем ожидалось, потребительскому спросу на ПК. Во-вторых, успех онлайн-продаж в «День холостяков» (11 ноября) в Китае придал ускорение потребительским продажам ноутбуков.
За весь 2016 год мировые ПК-поставки составили 269,7 млн. шт., и общий объем поставок был на том же уровне, что и в 2007 году. Консолидация рынка нарастала в 2016 году, и на долю трех крупнейших вендоров (Lenovo, HP и Dell) приходилось 54,7% мировых ПК-поставок против 51,5% в 2015 году.