Особенностью ГК «Монополия» является объединение в ее структуре нескольких направлений бизнеса. Приоритетным в силу наибольшей прибыльности для компании стала цифровая платформа Monopoly.Online, которая объединяет самые необходимые для организации перевозок сервисы – поиск груза и перевозчика, бескарточный топливный процессинг и т.п. Также оказываются услуги по перевозке грузов собственным автомобильным парком компании. И самое молодое направление деятельности – предоставление в аренду грузовиков с возможностью их дальнейшего выкупа.
Ключевым критерием при выборе системы планирования стала максимальная гибкость программного обеспечения, что позволяет реализовывать произвольные алгоритмы планирования, оценивать результат, актуализировать, создавать новые сценарии с другими данными. Не менее важна и возможность пользователей самостоятельно перестраивать модель.
Исходя из этих требований, руководством ГК «Монополия» рассматривались продукты компаний Optimacros и Anaplan. В итоге был выбран Optimacros. Проект реализует компания АТОМС Консалтинг, в бэкграунде которой девятилетний опыт работы с Anaplan. Однако, по мнению Андрея Гвоськова, ее генерального директора, «работа на отечественном Optimacros не вызывает проблем и позволяет достигать сопоставимого с Anaplan уровня качества и скорости».
Сегодня уже создана модель среднесрочного планирования и прогнозирования по следующим бизнес-единицам:
а также сводная модель по компании.
Так, по бизнес-единице «тракинг» можно оперативно сравнивать и оценивать эффективность моделей тягачей разных лет выпуска и пробега, анализировать закономерности и учитывать их в следующем бюджетном периоде. В этом случае система не только аккумулирует операционные данные и статистику, но и формирует систему нормативов, например, количество заявок, которое должен обработать один логист или продать один продажник в разрезе типов бизнеса.
Для учета продажи топлива партнерам в систему загружается информация по объему потребленного топлива, характеристики транспортных средств, а также статистика по клиентской базе – разбивка по сегментам с учетом коэффициента привлечения, удержания, реактивация старой базы, задействование эффектов по сервисам (одним и тем же клиентам могут быть проданы несколько сервисов), количество таких клиентов и их активность по разным продуктам.
«За счет возможностей и гибкости Optimacros мы можем легко перейти на целеполагание и финансовое моделирование с бОльшим количеством деталей и учесть все мультипликативные эффекты, которые возникают при изменении метрик. Это позволяет увидеть механику экспоненциального роста, которую мы ожидаем», - комментирует Денис Михалин, финансовый директор транспортно-логистической группы компаний.
Для формирования информационных кубов Optimacros используют данные из единого хранилища данных, куда поступает информация из ERP-системы и цифровой платформы. В системе уже находится около 150 тыс. заявок, характеристики 2600 единиц техники, сотни тысяч путевых листов.
Сегодня специалисты АТОМС Консалтинг разрабатывают стратегическую финансовую модель с горизонтом планирования 5 лет. В ее основе – нормативы, предположения и драйверы, сформированные в моделях по бизнес-единицам, к которым добавляются прогнозы по изменению объемов рынка. «Модель также предусматривает влияние на финансово-экономическое состояние компании продуктовых инициатив, в рамках которых разрабатываются инновационные сервисы, повышающие удобство работы с ГК «Монополия» партнеров и лояльность клиентов. Таким образом бизнес можно будет оценить одновременно с точки зрения его организационной и продуктовой структуры», - считает Андрей Гвоськов.
В работе – модели управления дебиторской задолженностью и планирования деятельности продуктовых команд.
Планируется создание модели управления персоналом, которая будет реализована в три этапа: планирование персонала и фонда оплаты труда, пересмотр системы грейдов и бонусов, а также нормирование и прогнозирование ключевых расходов, связанных с персоналом.
По словам Дениса Михалина, «конечная цель системы интегрированного планирования – снижение себестоимости транзакций и фокусировка менеджмента на реализации ключевых инициатив роста. Фактический бюджет моделируется на основании экономически обоснованных нормативов и предпосылок с учетом финансовых преимуществ, которые принесет реализация продуктовых инициатив. И все это взаимоувязано в едином информационном пространстве».