В прошлом году председатель комитета Государственной думы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник внес на рассмотрение в нижнюю палату парламента поправки в законопроект "О банках и банковской деятельности". В тексте поправок содержалось прямое указание на то, что платежи в пользу операторов или поставщиков не являются банковской операцией. Но, посовещавшись, межведомственная рабочая группа, собранная министром финансов Алексеем Кудриным, пришла к выводу, что закон "О банках и банковской деятельности" требует слишком много изменений, и решила создать проект самостоятельного закона "О платежах" (см. новость ComNews от 11 апреля 2008 г.). В окончательной редакции рабочей группы законопроект называется "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
"Цель создания закона - обеспечить правовую стабильность участникам рынка электронных платежей, - комментирует пресс-секретарь Национальной ассоциации участников электронной торговли Антон Усачев. - Ранее агентская модель платежей регулировалась лишь Гражданским кодексом".
Законопроект "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" является компромиссом между документами, которые предложили депутаты Госдумы Владислав Резник и Денис Волчек. Два законопроекта были полностью противоположны по смыслу, но рабочей группе удалось создать из них единый документ. "Законопроект Резника предлагал расширить перечень платежных операций, а также законодательно закрепить, что платеж через терминал не является банковской услугой, - говорит Антон Усачев. - Другой, написанный депутатом Государственной думы Денисом Волчеком, напротив, предлагал ограничить перечень платежей".
Теперь помимо рассмотрения в Госдуме закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" рабочая группа планирует внести в Жилищный кодекс РФ нормы, предусматривающие возможность оплачивать коммунальные услуги через платежных агентов. В самом законопроекте установлен перечень обязательных реквизитов чека: общая сумма платежа, наименование товара (работ, услуг), размер комиссии, дата и время платежа. Все реквизиты должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее трех лет, а в каждом месте приема платежей гражданину должна быть предоставлена информация об операторе, размере комиссии и другие важные для потребителя сведения.
"Шансы на то, что законопроект пройдет все чтения в Госдуме, весьма велики, ведь документ был согласован с Центробанком и Министерством финансов", - говорит председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. На его взгляд, некоторые требования законопроекта чрезмерны. "Ставить контрольно-кассовый аппарат на каждый терминал мне кажется бессмысленным, - поясняет Петр Шелищ, - но рабочая группа решила, что таким образом можно справиться с незаконным обналичиванием денежных средств". По словам председателя Союза потребителей России, установка контрольно-кассовых аппаратов на каждый терминал, хоть и будет способствовать сокращению "черного нала", приведет к увеличению издержек владельцев терминалов и, как следствие, к удорожанию услуг.
"Мы согласны с мнением, что деятельность по приему платежей должна регулироваться единым законом, - говорит генеральный директор компании "Объединенная система моментальных платежей" (ОСМП) Владимир Лопатин. - Это позволит избежать разночтений, присутствующих сейчас, когда деятельность участников рынка, работающих по банковской модели приема платежей, регулируется банковским законодательством, а участников, использующих агентскую модель, - Гражданским кодексом РФ". Владимир Лопатин надеется, что закон определит все нюансы бизнеса и отсечет двоякое толкование законодательных норм. "Закон должен оградить законопослушных участников рынка от нападок со стороны недобросовестных конкурентов, пытающихся использовать нечетко прописанные положения законодательства в своих интересах, так как закон будет четко определять правила ведения бизнеса", - резюмирует он.
Татьяна Капустина