«Это был лучший квартал для Apple на российском рынке; по результатам он превзошел даже четвертый квартал 2014 года, в котором средний номинальный курс рубля к доллару за период был значительно выше современных показателей, — прокомментировала Наталья Виноградова, менеджер программы исследований рынка мобильных устройств в IDC Russia. — Выпуск новых моделей позволил Apple увеличить свою долю на общем рынке смартфонов до 20%. Доля компании за аналогичный период 2016 года составляла 10%».
Хотя большое количество продаж продукции Apple до сих пор приходится на бюджетные модели, предложение компании составляет немногим менее половины общего объема российского рынка смартфонов. В 2017 году выручка Apple в России достигла 2,6 млрд долларов США (без учета НДС). Второе место занимает Samsung, чья выручка составила 1,5 млрд долларов США. При этом компания продала на 50% больше смартфонов, чем Apple.
По количеству проданных устройств Samsung занимает первое место на российском рынке. Второе место заняла компания Xiaomi со значительными поставками смартфонов на протяжении двух кварталов подряд. На третьей позиции компания Huawei — объем ее поставок также растет, хотя и менее выражено, чем у Xiaomi. Вместе два китайских продавца Xiaomi и Huawei теперь составляют более четверти рынка смартфонов на платформе Android в России, а их совокупные поставки обгоняют Samsung. Именно они получили максимальную выгоду от ухода компании Lenovo, которая не поставляла смартфоны в Россию в IV квартале 2017 года.
Отчасти благодаря Apple общая стоимость российского рынка смартфонов значительно выросла в 2017 году и приблизилась к докризисному значению 2014 года — по сравнению с 2016 годом рост, выражаемый в долларах США, составил почти 25%. Этот эффект особенно заметен, поскольку он происходит на фоне продолжающегося ослабления потребительского доверия и снижения реального дохода россиян с момента начала падения рубля в конце 2014 года.
«Изменилась и ценовая сегментация рынка. Кризис рубля удвоил долю рынка, приходящуюся на самые дешевые модели смартфонов, но теперь рынок практически вернулся к докризисной сегментации, хотя россияне хуже обеспечены в долларовом выражении», — отмечает Саймон Бейкер, руководитель программы исследований рынка мобильных телефонов, IDC CEMA.
Рост рынка обусловлен продажей 4G-устройств, которые стоят дороже, чем 3G-устройства, отмечает Саймон Бейкер. В первом квартале 2016 года менее 50% смартфонов, продаваемых в России, были LTE-совместимыми, в то время как в четвертом квартале 2017 года этот показатель превысил 80%.
«Восстановление уровня расходов на устройства свидетельствует о том, что мобильная связь занимает все более важное место в жизни россиян, — добавляет Саймон Бейкер. — Это очень хорошо видно по буму в области трафика данных». По официальным данным правительства России, в течение 2017 года мобильный трафик видео и данных резко вырос и сейчас примерно в три раза выше, чем в 2015 году.
Главным фактором развития оказались сети четвертого поколения. Две из трех основных российских сетей сообщили, что LTE теперь составляет не менее половины их трафика данных.
Изначально Россия отставала от западноевропейских стран по внедрению мобильных технологий четвертого поколения. Отчасти это было связано с нехваткой частот, доступных для новых сетей. Затем потребительский переход на 4G-устройства замедлился после падения рубля в 2014 году.
«Российский рынок 4G сейчас догоняет рынок Западной Европы, и это выражается в быстром росте потребления мобильных данных, в частности, медиа- и видеоданных, — отмечает Саймон Бейкер. — Россия скоро попадет в число стран со зрелым рынком 4G — и 5G в обозримом будущем».