Прокатный стан в металлургическом производстве — это комплекс оборудования, который с помощью прокатных валков раскатывает нагретый металл и превращает его в листовой прокат. На прокатный стан подают сплавы разного химического состава для производства стали различных марок. Стан работает непрерывно: круглые сутки и без выходных. Чтобы слябы не сталкивались и не соединялись, они должны двигаться с определёнными промежутками. Чем они меньше, тем больше слябов можно прокатать за единицу времени и тем выше производительность всего стана. Но при слишком маленьких разрывах между слябами резко увеличивается вероятность брака и аварийной остановки стана, поэтому операторы традиционно рассчитывают расстояние с запасом.
Новый рекомендательный сервис на базе машинного обучения (ML) обрабатывает набор меняющихся параметров (состав стали, температура нагрева, характеристики готовой продукции и т.д.) и в режиме реального времени предоставляет операторам прокатного стана рекомендации по оптимальному интервалу подачи слябов и управлению скоростью их движения. За счёт этого выработка прокатного стана увеличивается в среднем на 3,5 часа в месяц.
Для обучения математической модели, которая стала основой рекомендательного сервиса, специалисты «Инфосистемы Джет» обработали огромные массивы данных за последние 2,5 года. Эксперты исследовали исторические данные с датчиков температуры, давления, скорости движения и другого регистрирующего оборудования, и исключили параметры, которые не оказывают значимого влияния на скорость движения слябов по прокатному стану. Помимо показателей самого стана алгоритмы машинного обучения учитывают в рекомендациях типы и марки сплавов в заготовках. Все данные о работе «Стана 2000», как и другая информация о производстве, хранятся в Data Lake, также внедрённом компанией «Инфосистемы Джет».
«На заводе НЛМК работают металлурги очень высокой квалификации. Традиционно они сами определяли темп движения слябов по “Стану 2000”, основываясь на опыте и интуиции. И неизменно высокие показатели производительности завода говорят об уровне их квалификации. — рассказывает Евгений Колесников, директор центра машинного обучения «Инфосистемы Джет». — В ходе проекта сотрудники НЛМК поделились с нами тонкостями технологических процессов прокатного стана. Изучив все процессы, мы создали сервис, который будет помогать металлургам еще более точно вычислять оптимальный темп прокатки».