В частности, X5 Retail Group внедрила автоматизированную систему по прогнозированию спроса и планированию пополнения товарного запаса. Программный комплекс анализирует продажи и рыночные активности компании за несколько лет, важные тенденции и события в мире и стране, влияющие на поведение покупателей, массовые мероприятия и даже катаклизмы.
Вместе с тем набирает обороты предикативная видеоаналитика. Например, многие эксперты прогнозируют появление систем, которые будут считывать эмоции покупателей в торговых залах посредством машинного зрения. Это даст возможность строить статистические модели и разрабатывать стратегии взаимодействия с потребителем.
Проникают в отрасль и технологии дополненной реальности. Один из самых ярких примеров – умные зеркала в примерочных, которые могут вести подсчет посетителей, фиксировать наиболее часто примеряемые вещи, формировать корзины покупок и даже рекомендовать аксессуары к тем или иным предметам одежды. По некоторым прогнозам, решения дополненной реальности будут генерировать порядка $120 млрд годового дохода ритейлеров к 2020-му.
Другим трендом стало использование дронов и беспилотников для доставки товаров в целях исключения человеческого фактора и срывов сроков. Так, беспилотные грузовики уже применяются компанией Amazon, а в начале 2019-го Google запустил доставку дронами в Австралии.
Еще одним фронтом развития IT-инноваций в отрасли является складская логистика, эффективность которой напрямую влияет на доходы ритейлеров. Причем наряду с уже привычной автоматизацией и оптимизацией складских операций и учета внимание начинают уделять безопасности на складе.
«Интернет изобилует шокирующими видео, снятыми камерами на складах ритейлеров, на которых стеллажи с товарами падают друг на друга, словно кости домино, – говорит руководитель отдела маркетинга «СКАУТ-Корпоративные решения» Анна Флоринская. – Как правило, виной всему неосторожные действия операторов погрузчиков, штабелеров и другой спецтехники. В лучшем случае подобные происшествия грозят серьезными убытками. К слову, ущерб от тотального уничтожения товара из-за обрушения стеллажей на одном из складов в Санкт-Петербурге в 2014 году был оценен в $18 млн. В худшем – страдают люди, получая серьезные травмы и даже инвалидность. К сожалению, не исключены и смертельные случаи. И ответственность за это лежит на руководстве компании».
Отметим, что в крупных компаниях уже ведётся управление показателями по травматизму, для чего внедряются специальные технические решения. Например, один из крупных ритейлеров строительных товаров использует телематическую систему по контролю работы погрузчиков, которая позволяет фиксировать удары и столкновения, несоблюдение скоростного режима на территории склада, вести оценку водителей и рейтинг по уровню безопасности управления складской техникой.
«Еще одной зоной риска становятся погрузо-разгрузочные зоны, где сложность организации транспортного потока приводит к огромным очередям, длительному ожиданию, усталости и невнимательности водителей, совершающих опасные действия, – продолжает Анна Флоринская. – Все это повышает риск травматизма сотрудников компаний, а также поставщиков, подрядных организаций. Не говоря уже о возможности задержки поставок, порче товаров и пустующих полках. Организовать движение транспорта в складских зонах так, чтобы избежать простоев и рисков для жизни и здоровья людей, – это отдельная и пока сложная задача, решаемая на стыке нескольких технологий, включая телематику».