Вечером 11 июня (через восемь дней после первого запроса прокомментировать эти данные) "Ъ" получил разъяснение Банка России. Из него следует, что в 2007 году "объем платежей, проведенных кредитными организациями на основании платежных поручений, представленных физическими лицами в кредитную организацию (ее филиал) через сеть интернет", составлял 285,2 млрд руб. (темп роста по сравнению с 2006 годом 218,2%). Расчет, сделанный на основе опубликованных ЦБ долей, дает несколько более высокий показатель — 318,3 млрд руб., однако это не меняет картину: похоже, интернет-платежи действительно являются одним из наиболее быстро растущих сегментов финансового сектора России.
Проблема в том, что однозначно оценить, какие именно операции обеспечили столь высокий показатель, не удается. В ЦБ пояснили, что получают данные "в агрегированном виде (не содержат целевого назначения платежа)", то есть оценить объем платежей, "связанных с так называемой электронной коммерцией", невозможно. Из указания ЦБ N1376, на основании которого банки составляют отчетность, описываемую аналитиками ЦБ, вытекает, что в категорию интернет-платежей могут попадать вовсе не микроплатежи и покупки с использованием платежных систем "Яндекс.Деньги", WebMoney и т. п. или кредитных карт, а, например, оплата счетов с использованием электронных терминалов. Иными словами, оплачивая счет за мобильный телефон или интернет в кассе супермаркета или платежном терминале, с точки зрения ЦБ, вы, возможно, совершаете платеж через интернет. Это косвенно подтверждается и данными операторов этого рынка. По данным платежной системы "Киберплат", ее оборот в 2007 году составил $4,74 млрд (рост за год в 1,8 раза), число точек приема платежей, подключенных к этой системе, достигло 170 тыс. По данным ЦБ, на 1 января этого года в России было установлено почти 240 тыс. электронных терминалов. Все сходится: настоящей электронной коммерции в России по-прежнему мало, а терминалов уже сравнительно много.
Максим Шишкин