Аналитики Anti-Malware.ru отмечают, что 63% опрошенных выделяют на информационную безопасность менее 500 тысяч рублей в год. Только 12% компаний располагают бюджетом более 10 млн рублей, и всего 6% компаний тратят на кибербезопасность более 50 млн руб. в год. Это сказывается на приоритетах развития ИБ в организациях. Лишь около 48% компаний четко определяют планы развития – такие результаты хорошо соотносятся со статистикой численности служб ИБ и их бюджетами. В половине российских компаний выделенных специалистов и имеющихся средств хватает только на операционную деятельность, не предполагающую среднесрочное и долгосрочное планирование.
Еще один тренд – нехватка ИБ-специалистов. В большинстве компаний (54%) над кибербезопасностью работает от 1 до 5 человек, 27% организаций малого и среднего бизнеса не имеет выделенных ИБ-специалистов, в 8% крупных компаний (от 500 сотрудников и выше) отдел ИБ составляет более 20 человек, в 11% компаний – от 6 до 20 специалистов.
«Нехватка квалифицированных кадров в области кибербезопасности и дефицит экспертизы – отчетливая тенденция на рынке ИБ, с которой нам часто приходится сталкиваться. Особенно это касается регионов, где нехватка знаний в области кибербезопасности приводит к существенному отставанию специалистов от глобального развития киберугроз. Очень важно создавать условия для получения образования и дополнительного профобучения в этой сфере», – комментирует результаты отчета Рустэм Хайретдинов, генеральный директор компании Attack Killer.
Нехватка кадров в сфере кибербезопасности приводит к изменению структуры рынка – в частности, к развитию компаний, предлагающих сервисы ИБ-аутсорсинга. Тем не менее, лишь 20% опрошенных компаний используют аутсорсинга, 67% вообще не прибегает к аутсорсингу каких-либо услуг ИБ.
«По результатам исследования виден масштаб недофинансирования ИБ в российских компаниях. У большинства из них бюджета хватает на минимальную, зачастую формальную, базовую защиту, которая на деле оказывается неэффективной против современных атак. В таких условиях объявленный государством курс на ускоренную цифровизацию экономики неминуемо создает серьезные дополнительные риски, которые необходимо учитывать уже сейчас», — комментирует Илья Шабанов, генеральный директор Anti-Malware.ru.
Еще один важный момент в исследовании – слияние ролей ИБ и ИТ. Как очевидно из опроса, около четверти случаев решение о закупке необходимых средств защиты принимают руководители направлений ИБ или лично директор по ИБ, почти в трети случаев к решению привлекаются коллеги из ИТ. Причем значительно чаще директора по ИБ оставляют под своим контролем вопросы закупки DLP-систем, WAF и средств анализа защищенности. А вот ИТ-департамент привлекается к принятию решений о покупке средств защиты сетевого периметра и защиты от DDoS-атак.
«В российском бизнесе идет процесс конвергенции функций ИБ и ИТ-служб, ведь большинство инструментов ИБ перестает быть "навесными" и начинает интегрироваться в инфраструктуру. Идентичными оказываются решаемые задачи: помощь в достижении бизнес-целей и обеспечение работоспособности инфраструктуры. Оптимальный путь для ИБ-служб — стать подразделениями, способными обосновывать инвестиции в развитие отрасли – для этого нужно уходить исключительно от пассивных выполнений требований регуляторов и контроля защищенности инфраструктуры к аналитике, предупреждению нарушений, расследованию инцидентов совместно с другими департаментами», – подводит итог Рустэм Хайретдинов, генеральный директор компании Attack Killer.