Ежегодное исследование рынка Agile, которое проводит ScrumTrek, — самое масштабное в мире (по сравнению с другими исследованиями Agile в отдельных странах и с общемировым исследованием State of Agile от CollabNet VersionOne): в опросе, который проходил с марта по декабрь 2019 года, приняло участие более 1500 человек из более чем 70 городов. Больше всего респондентов по-прежнему из Москвы (38%) и Санкт-Петербурга (18%), однако доля двух столиц снизилась по сравнению с 2018 годом (с 71 до 56%), а доля нестоличных городов выросла: 10% респондентов из Новосибирска (трёхкратный рост), 7% — из Саратова (рост в 4 раза), 4% — из Череповца. При этом 51% респондентов работают в командах, распределённых по разным городам и странам, что характерно для крупного и среднего бизнеса.
В 2019 году число респондентов из зрелых в Agile компаний превысило число респондентов, пилотирующих Agile, во всех городах из первой десятки.
Основные результаты исследования, усредненные по размеру компаний, наполовину отражают ситуацию в компаниях размером от 500 сотрудников: в крупном бизнесе работает 50% участников исследования (в компаниях размером от 50 до 500 сотрудников — 32%).
Распределение респондентов по отраслям показывает, что IT-индустрия теряет свою монополию на Agile: число Agile-команд, производящих материальные товары, растёт и в прошлом году достигло 9% (в 2018 году эта доля составляла 8%, в 2017 — 5%). Хотя 41% участников исследования представляли информационные технологии, 25% работают в сфере финансов, а процент Agile-практиков, например, из тяжёлой промышленности вырос в два раза по сравнению с 2018 годом (до 4.5%).
Участие в опросе конфиденциально. Идентификация идёт по ответам на вопросы: город, размер компании, отрасль, опыт в Agile, этап трансформации компании.
Роли
В ходе исследования компания ScrumTrek изучала и то, специалисты какого профиля в опрошенных компаниях вовлечены в Agile-трансформацию:
В телекоммуникационном секторе — по сравнению с остальными отраслями — вовлечённость топ-менеджмента в несколько раз ниже, однако вовлечённость среднего менеджмента — выше.
Цели Agile-трансформации: ожидания и реальность
Основная цель, которую преследуют компании, решающиеся на Agile-трансформацию, — ускорение поставок и выхода продуктов на рынок. Эту цель в 2019 году реализовали 55% участников исследования. При этом успешное достижение этого результата отмечается 47% респондентов уже на этапе пилотирования, 60% — на этапе внедрения во всей организации, 75% — после внедрения Agile.
Повышение качества продуктов примерно одинаково во всех отраслях: 43–48% респондентов отметили существенный рост качества. Представители финансовой и телекоммуникационной отраслей предъявляют к этому показателю повышенные требования (61–62%), поэтому их ожидания здесь не оправдываются. Однако если говорить о повышении мотивации сотрудников и прозрачности ведения проектов, то в отношении этих параметров фиксируется превышение ожиданий представителями всех отраслей и компаний с любым опытом работы с Agile.
Два наиболее заметных улучшения, которые отметили люди после перехода на Agile, — прозрачность работ и управление часто меняющимися приоритетами. Причина — в том, что любой Agile-подход предполагает визуализацию работ и итеративность.
Чаще других свои главные цели по приоритетным направлениям достигают компании из IT-сектора.
В финансовой отрасли совпадение целей и достижений не такое впечатляющее, однако такая ключевая задача как согласование бизнеса и разработки успешно достигается.
В телекоммуникационной отрасли в 2019 году существенно вырос процент компаний, которым удалось ускорить поставку продуктов (с 51 до 66%) и предсказуемость поставок (до 60%).
Представители производственного сектора, ритейла, энергетики и других отраслей чаще других фиксировали, что их достижения превзошли ожидания. Это может быть связано и с тем, что их ожидания были не так отчётливо сформулированы в силу меньшего опыта работы с Agile, и с тем, что на фоне крайне медленных процессов в крупных организациях до внедрения Agile любые — даже самые небольшие — изменения приводят к резкому улучшению многих показателей.
Общемировая статистика по целям и достижениям в том, что касается Agile-трансформации, примерно такая же, как и по России:
Относительно небольшое увеличение скорости в российском Agile объясняется тем, что средний опыт применения гибких методов управления проектами в России — 2,7 года, а в мире — 4 года.
Процесс Agile-трансформации: скорость и цена изменений, методы
41% компаний переходят от пилотирования Agile к масштабированию на всю организацию за год или быстрее, 42% компаний — успешно завершают трансформацию за 2–3 года.
По сравнению с 2018 годом вдвое выросло число респондентов, отметивших высокий уровень компетенции в Agile всей организации, имея соответствующий опыт не больше трёх лет (с 2,2 до 5%). Это может указывать на то, что трансформации начинают проходить быстрее. В IT по-прежнему высока (33%) доля компаний, начавших применять Agile лишь год назад; среди компаний из других отраслей доля таких организаций 52%.
Проводить Agile-трансформацию компаниям из всех отраслей мешают практически одни и те же факторы: недостаточный опыт, корпоративная культура, недостаточное обучение (особенно в IT и производственных компаниях), низкий уровень сотрудничества (особенно в телеком-компаниях).
Что касается факторов, которые, согласно ответам респондентов, помогают внедрению Agile, то в IT успеху масштабирования способствуют поддержка большинством сотрудников и согласованность процессов и практик; в финансовой сфере — внутренние тренинги и собственные Agile-коучи; в телекоме — внешние тренеры и консультанты.
Самый популярный Agile-подход в России — Scrum (43%); при этом с ростом зрелости в Agile процент компаний, использующих Scrum, становится чуть выше. Доля применения собственной комбинации существующих Agile-подходов — 26%, что почти в 2 раза превышает среднемировой показатель.
Что касается воспринимаемой эффективности различных методов, то Scrum и Kanban примерно с одинаковой вероятностью приводят к росту скорости поставки продуктов: до 66% респондентов из зрелых в Agile компаний наблюдают заметный рост. Собственный Agile-подход помог достичь этой цели лишь 57% компаний (в IT — 45%). Этот показатель ещё ниже среди тех компаний, кто пилотирует Agile: Scrum принёс ускорение 51% респондентов из начинающих компаний, Kanban и собственный подход — 43%.
Что касается методов масштабирования на всю организацию, здесь на первом месте (35%) Scrum-of-Scrums (SoS): этот достаточно простой подход значительно чаще практикуют небольшие компании, имеющий небольшой опыт применения Agile. На втором месте — собственные подходы (29%).
На третьем месте — Scaled Agile Framework (SAFe): популярность этого метода выросла на 61% по сравнению с 2018 годом (сейчас составляет 19%). Если в 2017–2018 гг. компании всех размеров одинаково активно применяли и SAFe, и Large-Scale Scrum (LeSS), то в 2019 году популярность SAFe оказалась гораздо значительнее по сравнению с LeSS (10,3%). При этом именно среди более крупных и зрелых компаний особенно заметно превосходство SAFe (в полтора-два раза по сравнению с LeSS). Судя по всему, крупные российские компании делают ставку на SAFe.
В мире иное распределение популярных методов масштабирования Agile: первое место — SAFe (30%), второе — SoS (16%), собственный подход всего у 8%.