Cisco вошла в число организаторов первого хакатона для школьников по Интернету вещей в рамках международного форума «Город образования», который проходил в Москве с 7 по 9 сентября. В павильоне №75 на ВДНХ ребята состязались в разработке программных продуктов для решения конкретных проблем современного мегаполиса.
Связывая объекты с глобальной сетью, Интернет вещей (IoT) позволяет получать информацию, которая раньше была недоступна, передавать ее в ЦОД и анализировать. На основе полученных данных можно принимать верные управленческие решения и предлагать услуги, которые повышают качество жизни обитателей «умных» городов. Задача, которая стояла перед участниками школьного хакатона в Москве, заключалась в создании прототипов реальных устройств для сбора информации с датчиков и передачи ее для обработки в облако.
На конкурс поступило более 45 заявок от учеников 5-11 классов московских школ. В рамках заочного этапа каждая команда, которая состояла из 3-6 человек, предоставила видеопрезентацию своей идеи по модернизации той или иной сферы городского хозяйства с применением средств робототехники, прототипирования и программирования. Приоритет отдавался идеям с социальным потенциалом.
Для зарегистрированных участников были организованы обучающие сессии, в ходе которых они могли получить консультации ИТ-экспертов. Дмитрий Разумовский, руководитель программ корпоративной социальной ответственности Cisco в России, разъяснил ребятам детали участия, а модератор хакатона Евгений Морозов, эксперт по технологиям программы Сетевой академии Cisco, провел мастер-классы для учеников и учителей. Ребята узнали о том, как эффективно представлять свои идеи и выступать перед аудиторией, а преподаватели изучили приемы и методы проведения хакатона, чтобы иметь возможность включить такую активность в учебный процесс. Кроме того, Евгений провел несколько вебинаров, посвященных работе с платформой для прототипирования PL-APP. Для того чтобы ребята могли подготовиться к мероприятию, им был предоставлен доступ к курсу Сетевой академии Cisco – Introduction to IoT. Курс содержит обзор ключевых понятий и проблем, связанных с цифровой экономикой, а также описание процесса эволюции Интернета.
По итогам отборочного тура десять команд вышли в финал, который проходил 7, 8 и 9 сентября в рамках московского международного форума «Город образования». Дмитрий Разумовский вошел в состав жюри соревнования.
Победителем состязания стала команда из зеленоградской школы №1557. Ученики предложили проект устройства для мониторинга школьных кулеров с питьевой водой. При помощи этого решения можно будет определять, закончилась ли в кулере вода и есть ли в наличии пластиковые стаканчики. По задумке авторов, датчики будут передавать информацию непосредственно на телефоны учеников с помощью приложения, а также извещать персонал школы о необходимости пополнить запасы.
«Мы организуем первый хакатон по Интернету вещей для школьников, потому что именно эти ребята способны максимально креативно мыслить и выдавать на-гора миллион интересных идей, которые могут быть реализованы в перспективе, – говорит Дмитрий Разумовский. – Для Cisco Интернет вещей является одним из ключевых направлений, и сегодня мы рады демонстрировать школьникам возможности дальнейшего карьерного развития в этой сфере. Рассказывать об образовательных перспективах, с помощью которых можно осуществить сегодняшние технологические замыслы и преобразовать идеи в реальные бизнес-проекты».
Еще одним организатором хакатона стал московский проект «Школа новых технологий» Департамента информационных технологий города Москвы и Департамента образования города Москвы. Компания Cisco поддерживает этот проект, призванный способствовать развитию технологических подходов к организации образовательного процесса и информационной среды образовательных учреждений.
«Юные изобретатели будут создавать наше будущее, – уверен Игорь Марчак, руководитель проекта «Школа новых технологий». – Вместе с Cisco мы поддерживаем талантливых ребят и предоставляем им знания, инструментарий и условия для развития ИТ-способностей. Качественная подготовка повышает их шансы на поступление в желаемый вуз и правильный выбор будущей профессии».
Чтобы достичь успеха, в эпоху Всеобъемлющего Интернета специалисты должны меняться сообразно цифровой трансформации бизнес-процессов. В альманахе «Атлас новых профессий», составленном Агентством стратегических инициатив, перечислены перспективные специализации, которые будут востребованы на рынке труда в ближайшие 15-20 лет. Среди них значительное число профессий связано с глубинными ИТ-знаниями. Образование в сфере высоких технологий будет одинаково востребовано в таких отраслях, как медицина, строительство, авиация, туризм и т.д.
Уместно напомнить, что в 2017 году Сетевая академия Cisco – международная образовательная программа по подготовке ИТ-специалистов – отмечает двадцатилетний юбилей. За 20 лет работы программа приобрела всемирный размах: она действует в 170 государствах, включая Россию. В 1997 году начали работу 64 академии Cisco; сегодня в мире действуют 9 600 академий, а ее выпускниками стали 6,9 млн человек. Инвестиции Cisco в оборудование, создание учебных материалов и подготовку необходимых ресурсов составляют порядка 2,6 млрд долларов.