Опрос Kelly собрал профессионалов разных отраслей, в числе которых IT, товары народного потребления, фармацевтика и медицина, розничная торговля и пр. Практически половина респондентов работает в международных компаниях. Больше половины опрошенных – опытные специалисты. Свыше 75% работают в столицах (Москва и область – 52,6%, С.-Петербург и область – 21,7 %).
ОТНОШЕНИЕ К СЛЕЖКЕ
Главный вопрос исследования: «Как вы относитесь к слежке на рабочем месте?». Подавляющее большинство (68%) воспринимают её негативно, 26% этот аспект работы безразличен, и лишь 6% оказались не против того, чтобы за ними следили.
Слежка негативно влияет на эффективность работы, считает большинство опрошенных. 39% респондентов отметили связь между слежкой и плохой работоспособностью. Практически столько же (38%) считают, что увеличение или уменьшение продуктивности работы из-за слежки зависит от личности сотрудника. Лишь 7% опрошенных верят, что слежка помогает повысить работоспособность.
По мнению респондентов, не помогает слежка и дисциплине на рабочем месте. 49% указали, что связь слежки с поведением на работе зависит от человека. 16% уверены, что слежка никак не влияет на дисциплину, а 19% отметили ее ухудшение из-за наблюдения за сотрудниками. Только 16% респондентов считают, что слежка поможет начальству добиться хорошей дисциплины в коллективе.
В опросе респондентам предложили представить себя на месте начальства: готовы ли они сами отслеживать действия других сотрудников? 59% опрашиваемых отказались от этой идеи, так как осознают минусы слежки. 18% не смогли ответить на этот вопрос. Только 23% было бы интересно этим заняться.
МЕТОДЫ СЛЕЖКИ В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ
Несмотря на то что подавляющее большинство негативно относится к слежке на работе, 30% респондентов не знают, следят ли за ними.
Только 28% заявили, что в их компании за сотрудниками не следят. У остальных 42% начальство контролирует действия на работе.
Видеонаблюдение – самый популярный и простой способ организовать слежку. Кроме того, длительность рабочего дня сотрудника регулируют с помощью учетно-пропускной системы. У 28,7% респондентов на работе следят, на какие сайты заходят работники. Почти у такого же количества начальство контролирует телефонные звонки и переписку. Местонахождение 14% респондентов в рабочее время отслеживают с помощью GPS.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА СЛЕЖКА?
Зачем работодателю следить за работой коллектива? 49% считают, что использование слежки оправданно, если компания хочет предотвратить утечку информации и финансовые потери (40%). Почти половина (41%) считает, что таким образом работодатель заботится о своих сотрудниках и обеспечивает их безопасность. Только 5,9% респондентов указали, что слежка необходима, чтобы мотивировать персонал.
«Компании не следят за своими сотрудниками, компании следят за своей интеллектуальной собственностью и корпоративными данными. Основной фокус направлен на защиту персональных данных и на корпоративные документы (ноу-хау). Слежка за утечкой критичных данных осуществляется с помощью различных технических средств, которые позволяют охватить все варианты (телефон, фото/видео, почта, съемные носители и т. д.), таким образом отдел безопасности контролирует все пути передачи и хранения данных. Отдел безопасности не заинтересован в прочтении личных данных, но каждый сотрудник должен понимать, что личную переписку необходимо осуществлять с личных устройств. Также набирают популярность автоматизированные системы по оценке продуктивности или корректности общения с клиентами, системы, основанные на машинном обучении и искусственном интеллекте. Такие системы не дают просмотреть личную информацию, все данные обезличены, а бизнесу предоставляются инструменты для принятия решения. Таким образом, если следовать простым правилам: внимательно прочитать политику использования ИТ-систем и политику о работе с вашими персональными данными, а также использовать личные устройства для важных персональных коммуникаций и данных, – то можно не беспокоиться о слежке», – комментирует Андрей Бахуров, директор по информационным технологиям Kelly Services Россия.
СЛЕЖКА И МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИКОВ
Несмотря на то, что многим опрашиваемым все-таки мешает слежка и они отмечают снижение дисциплины и работоспособности, избежать ее пытались лишь 27% респондентов. Какие преимущества работы для сотрудников оказались важнее, чем факт слежки?
Высокая зарплата – главное, почему специалисты готовы мириться со слежкой: этот ответ выбрали 70%. 54,3% отметили, что лояльно отнесутся к наблюдению за сотрудниками, если работа будет действительно интересной (54,3%). Для 29% слежка оправдана на удалённой работе: они понимают, что так начальство отслеживает эффективность рабочего процесса.
Информация об исследовании