В ходе демонополизации рынка дальней связи МГ/МН-лицензии получили более 30 операторов, из них коды для оказания услуг - уже семь компаний. Поскольку в режиме pre-select (предварительный выбор оператора дальней связи) по техническим причинам могут работать только девять операторов, свободных пар кодов осталось лишь две. Претендентов на них гораздо больше: сотовые операторы "большой тройки", "Комстар-ОТС", "Корпорация ОСС" уже завершили строительство МГ/МН-сетей (см. новость ComNews от 20 мая 2008 г.).
Как рассказал ComNews высокопоставленный источник в Министерстве связи и массовых коммуникаций, для решения этой проблемы министерство рассматривает возможность сделать МГ/МН-коды трехзначными. Код будет начинаться с пятерки, определяющей режим hot-choice в наборе номера, а затем будут следовать префиксы от 0 до 99. Таким образом, технически 50 операторов смогут получить МГ/МН-коды. Эта модель предполагает одновременное использование режимов pre-select и hot-choice при каждом МГ/МН-звонке.
Коды для оказания услуг МГ/МН-связи получили компании "Межрегиональный ТранзитТелеком", "Голден Телеком", "Эквант", "ТрансТелеКом", "Арктел" и "Синтерра". Пока перед абонентом открыты три возможности: по умолчанию остаться пользователем "Ростелекома", либо подписать договор с другим оператором, выбрав режим pre-select, либо выбирать оператора при каждом звонке, набирая соответствующие коды (режим hot-choice). Hot-choice работает лишь в нескольких регионах. Идею о совмещении режимов pre-select и hot-choice чиновники Мининформсвязи высказали еще в прошлом году (см. новость ComNews от 22 октября 2007 г.).
"Лишь отказавшись от pre-select, возможно решить техническую проблему ограничения числа МГ/МН-операторов", - убежден советник компании TeliaSonera International Carrier Антон Богатов. По его мнению, это решение даст операторам дальней связи возможность конкурировать полноценно, однако предстоит решить еще один законодательный нюанс: "Действующее законодательство обязывает оператора предоставить любому абоненту режим pre-select".
"Я не думаю, что это решение серьезно отразится на рынке МГ/МН-связи, - полагает аналитик "Уралсиба" Константин Белов. - Новые операторы дальней связи ориентируются в первую очередь на корпоративных клиентов, которые покупают услугу в пакете". По мнению Анны Курбатовой из UniCreit Aton, экономический эффект от повсеместного введения hot-choice будет ощутимый: "Доля "Ростелекома" на МГ/МН-рынке в таком случае упадет с нынешних 65% до 45-50%", - считает она. "Ростелеком" и так теряет рынок. Судя по последней финансовой отчетности, показатели оператора почти не растут", - возражает Константин Белов.
Анна Афанасьева