Традиционно, участники морских грузоперевозок пользуются большим количеством программных решений. При этом на одну партию груза создается до 20 сопроводительных документов, 70% данных в них повторяются.
Применение блокчейна, по мнению экспертов Accenture, позволит оптимизировать документооборот, на 80% сократить ввод данных, упростить внесение изменений и проверку груза, уменьшить риск штрафов за несоблюдение требований таможни.
Компания Accenture уже протестировала блокчейн-решение на 12 морских грузоперевозках. В эксперименте участвовали пивоваренная корпорация AB InBev в роли экспортера, транспортная компания APL, логистическая компания Kuehne + Nagel и таможни. Результаты подтвердили, что блокчейн существенно снижает затраты времени и финансов.
Разработка решения заняла около 5 месяцев, еще 2 месяца ушло на пилотирование технологии.
«Блокчейн тут хорош тем, что позволяет нескольким сторонам, участникам процесса, иметь общий реестр - единую версию правды, чтобы избежать расхождений. Блокчейн – это возможность создания доверенной среды между несколькими сторонами, причем надежность и безопасность этой среды обеспечивается за счет самой технологии и не требует дополнительных усилий. Технология сегодня вызывает большой интерес у компаний, занимающихся морской логистикой», - говорит Антон Епишев, Digital Blockchain Lead российского офиса Accenture.
По его словам, все пилотные проекты по применению блокчейна в сфере морских грузоперевозок говорят об одном - отрасли необходима большая прозрачность, автоматизация документооборота.
«В результате повысится скорость оборачиваемости в порту и уменьшатся бюрократические препоны, - комментирует Антон Епишев. - Никто не ждал от Эдисона изобретения лампочки, всех устраивали свечи. То же самое с блокчейном – нельзя сказать, что участники рынка его активно ждут, скорее подобная инициатива вызывает у них скепсис. Но очевидно, что блокчейн в морских грузоперевозках способен стать прорывной технологией, совершив революцию на этом рынке».
Стоит отметить, что Министерство транспорта России планирует участвовать в пилотном проекте по созданию блокчейн-платформы для морских грузоперевозок. Как сообщают СМИ, цифровую платформу в тестовом режиме планируют запустить в марте 2019 года на базе Большого порта Санкт-Петербург.