В новом исследовании, которое проводилось в российских организациях с 18 марта по 8 октября 2018 года, приняли участие 1228 человек из более чем полусотни городов: больше всего людей из Москвы (54 %), Санкт-Петербурга (17 %), Новосибирска и Екатеринбурга (по 3 %). Распределение по отраслям выглядит следующим образом: 35 % — IT, 21 % — финансы, 7 % — телекоммуникации, 16 % — компании, бизнес которых никак не связан с информационными технологиями.
Роли
В ходе своего исследования компания ScrumTrek в частности изучала, какие роли в задействованных компаниях вовлечены в agile-трансформации:
На первом месте — менеджеры проектов (22 %): больше всего из IT (26 % участников из компаний, работающих в области информационных технологий), меньше всего — в финансах (16 % участников из этой отрасли).
На втором месте — новые роли в компаниях, изменивших свою структуру под agile: scrum-мастера (11 %), владельцы продуктов (7 %) и agile-коучи (6%) — больше всего в финансах (49 % участников из этой отрасли).
В телекоммуникационном секторе, по сравнению с остальными отраслями, вовлеченность топ-менеджмента в несколько раз ниже. Также интересно отметить, что за прошедший год в крупных компаниях значительно — на 466 % — выросла вовлеченность среднего менеджмента.
Цели
Отвечая на вопрос «Какие цели ставят компании и чего достигают в результате трансформации?», компания ScrumTrek выяснила, что результаты трансформации не всегда совпадают с ожиданиями. IT-компании увереннее остальных достигают своих целей, а в телекоммуникационном секторе расхождение целей и достижений сильнее всего. Для компаний из финансовой отрасли ключевая цель — согласованность бизнеса и IT, и она успешно достигается.
Повышение мотивации сотрудников неожиданно и гарантированно работает во всех отраслях, и во всех же отраслях ожидания по повышению качества продуктов не оправдываются на 20–30 %. Что касается отдельных отраслей, то стоит отметить, что в телеком-секторе неожиданно и гарантированно выстреливает упрощение управления распределенными командами.
Подробнее о целях agile-трансформаций и их достижении в различных отраслях — см. ниже:
Информационные технологии
Топ-5 целей
1. Управление изменениями
2. Качество
3. Скорость
4. Прозрачность
5. Предсказуемость
Топ-5 достижений
1. Управление изменениями
2. Прозрачность
3. Предсказуемость
4. Скорость
5. Мотивация
Финансы
Топ-5 целей
1. Скорость
2. Согласовать бизнес и IT
3. Управление изменениями
4. Качество
5. Производительность
Топ-5 достижений
1. Согласовать бизнес и IT
2. Прозрачность
3. Скорость
4. Управление изменениями
5. Мотивация
Телеком
Топ-5 целей
1. Скорость
2. Производительность
3. Управление изменениями
4. Прозрачность
5. Согласовать бизнес и IT
Топ-5 достижений
1. Прозрачность
2. Управление изменениями
3. Управление распределенными командами
4. Скорость
5. Производительность
Интерпретация данных показывает, что с ростом опыта в применении гибких методологий компании начинают ставить иные цели: в зрелых с точки зрения agile компаниях на 48 % чаще целью становится повышение качества продуктов, на 56 % — повышение предсказуемости поставок, на 111 % — улучшение инженерной культуры.
В то же время вне зависимости от опыта в Agile компании успешно достигают следующие цели: улучшение прозрачности ведения проектов и повышение мотивации команд. Остальные цели «начинающие» компании достигают примерно в 2 раза реже, чем «зрелые».
Процесс
Большинство компаний проводит трансформацию не менее 3 лет, при этом пилотирование занимает не менее 1 года.
Компании, занятые в финансовом секторе, больше остальных страдают от сложившейся корпоративной культуры и внешнего регулирования, а компании, работающие в телекоммуникационной отрасли, больше остальных говорят о низкой вовлеченности бизнеса.
По трём главным факторам, на которых фокусируются компании на разных этапах внедрения Agile, заметно, что с ростом зрелости меняется культура. Когда трансформация проводится в один год, важными составляющими являются обязательный «пинок сверху», общий для всех agile-фреймворк и его автоматизация в системе управления проектами. По прошествии двух-трёх лет в число трёх главных факторов попадает внимание на наличие поддержки Agile «снизу». Кроме того, на этом этапе уже необязательно всем «бежать строем» по единому Agile-фреймворку, однако полная прозрачность, обеспечиваемая системой управления проектами, все равно остается важным фактором.
По прошествии трёх и более лет с момента внедрения гибких методологий «верхи» уже не «топают», а непосредственно вовлекаются в процесс; основным фокусом является вовлеченность «низов» (выше всего по отраслям — в IT, по размеру бизнеса — в крупном); организация отказывается от готового единого Agile-фреймворка и вырабатывает свой собственный.
Отвечая на вопрос «У кого получается лучше всего?», компания ScrumTrek выяснила, что 39 % участников исследования из Москвы работают в зрелых с точки зрения Agile компаниях, а по Санкт-Петербургу этот показатель значительно выше — 72 %.