Компания ScrumTrek выяснила, насколько успешно проводились agile-трансформации в российских компаниях в 2018 году

Компания ScrumTrek, специализирующаяся на внедрении agile-подходов, провела очередное ежегодное масштабное исследование о востребованности и особенностях внедрения гибких методологий управления в России и представила его на конференеции Agile Business Conference 2018. В этом году фокусом исследования стал вопрос «Насколько успешны agile-трансформации в России?».

В новом исследовании, которое проводилось в российских организациях с 18 марта по 8 октября 2018 года, приняли участие 1228 человек из более чем полусотни городов: больше всего людей из Москвы (54 %), Санкт-Петербурга (17 %), Новосибирска и Екатеринбурга (по 3 %). Распределение по отраслям выглядит следующим образом: 35 % — IT, 21 % — финансы, 7 % — телекоммуникации, 16 % — компании, бизнес которых никак не связан с информационными технологиями. 

Роли 

В ходе своего исследования компания ScrumTrek в частности изучала, какие роли в задействованных компаниях вовлечены в agile-трансформации: 

На первом месте — менеджеры проектов (22 %): больше всего из IT (26 % участников из компаний, работающих в области информационных технологий), меньше всего — в финансах (16 % участников из этой отрасли). 

На втором месте — новые роли в компаниях, изменивших свою структуру под agile: scrum-мастера (11 %), владельцы продуктов (7 %) и agile-коучи (6%) — больше всего в финансах (49 % участников из этой отрасли). 

В телекоммуникационном секторе, по сравнению с остальными отраслями, вовлеченность топ-менеджмента в несколько раз ниже. Также интересно отметить, что за прошедший год в крупных компаниях значительно — на 466 % — выросла вовлеченность среднего менеджмента. 

Цели 

Отвечая на вопрос «Какие цели ставят компании и чего достигают в результате трансформации?», компания ScrumTrek выяснила, что результаты трансформации не всегда совпадают с ожиданиями. IT-компании увереннее остальных достигают своих целей, а в телекоммуникационном секторе расхождение целей и достижений сильнее всего. Для компаний из финансовой отрасли ключевая цель — согласованность бизнеса и IT, и она успешно достигается. 

Повышение мотивации сотрудников неожиданно и гарантированно работает во всех отраслях, и во всех же отраслях ожидания по повышению качества продуктов не оправдываются на 20–30 %. Что касается отдельных отраслей, то стоит отметить, что в телеком-секторе неожиданно и гарантированно выстреливает упрощение управления распределенными командами. 

Подробнее о целях agile-трансформаций и их достижении в различных отраслях — см. ниже: 

Информационные технологии 

Топ-5 целей

1. Управление изменениями

2. Качество

3. Скорость

4. Прозрачность

5. Предсказуемость

Топ-5 достижений 

1. Управление изменениями 

2. Прозрачность 

3. Предсказуемость 

4. Скорость 

5. Мотивация 

Финансы 

Топ-5 целей

1. Скорость

2. Согласовать бизнес и IT

3. Управление изменениями

4. Качество

5. Производительность

Топ-5 достижений 

1. Согласовать бизнес и IT 

2. Прозрачность 

3. Скорость 

4. Управление изменениями 

5. Мотивация

Телеком 

Топ-5 целей

1. Скорость

2. Производительность

3. Управление изменениями

4. Прозрачность 

5. Согласовать бизнес и IT

Топ-5 достижений 

1. Прозрачность 

2. Управление изменениями 

3. Управление распределенными командами 

4. Скорость

5. Производительность 

Интерпретация данных показывает, что с ростом опыта в применении гибких методологий компании начинают ставить иные цели: в зрелых с точки зрения agile компаниях на 48 % чаще целью становится повышение качества продуктов, на 56 % — повышение предсказуемости поставок, на 111 % — улучшение инженерной культуры. 

В то же время вне зависимости от опыта в Agile компании успешно достигают следующие цели: улучшение прозрачности ведения проектов и повышение мотивации команд. Остальные цели «начинающие» компании достигают примерно в 2 раза реже, чем «зрелые».  

Процесс 

Большинство компаний проводит трансформацию не менее 3 лет, при этом пилотирование занимает не менее 1 года. 

Компании, занятые в финансовом секторе, больше остальных страдают от сложившейся корпоративной культуры и внешнего регулирования, а компании, работающие в телекоммуникационной отрасли, больше остальных говорят о низкой вовлеченности бизнеса.  

По трём главным факторам, на которых фокусируются компании на разных этапах внедрения Agile, заметно, что с ростом зрелости меняется культура. Когда трансформация проводится в один год, важными составляющими являются обязательный «пинок сверху», общий для всех agile-фреймворк и его автоматизация в системе управления проектами. По прошествии двух-трёх лет в число трёх главных факторов попадает внимание на наличие поддержки Agile «снизу». Кроме того, на этом этапе уже необязательно всем «бежать строем» по единому Agile-фреймворку, однако полная прозрачность, обеспечиваемая системой управления проектами, все равно остается важным фактором. 

По прошествии трёх и более лет с момента внедрения гибких методологий «верхи» уже не «топают», а непосредственно вовлекаются в процесс; основным фокусом является вовлеченность «низов» (выше всего по отраслям — в IT, по размеру бизнеса — в крупном); организация отказывается от готового единого Agile-фреймворка и вырабатывает свой собственный. 

Отвечая на вопрос «У кого получается лучше всего?», компания ScrumTrek выяснила, что 39 % участников исследования из Москвы работают в зрелых с точки зрения Agile компаниях, а по Санкт-Петербургу этот показатель значительно выше — 72 %.

Автор: Игорь Плотников.

Тематики: Маркетинг

Ключевые слова: исследование рынка