Ежедневно в дата-центре проводится много работ, пересечение которых друг с другом может повлечь за собой мультиплицирование рисков, связанных с техническими сбоями. Эффективная эксплуатация дата-центра, в первую очередь, обуславливается устойчивым и бесперебойным функционированием инженерной инфраструктуры, которая в свою очередь обеспечивается взаимодействием службы эксплуатации и других подразделений ЦОД. Автоматизация бизнес-процессов снижает расходы на содержание дата-центра, а также позволяет сделать бизнес-процессы прозрачными и управляемыми, в том числе качественно собирать, анализировать и обмениваться информацией по множеству параметров, что в целом снижает нагрузку на сотрудников, формализует и разграничивает зоны ответственности и, в результате, минимизирует риски, связанные с человеческим фактором.
Сегодня в структуре дата-центра максимально автоматизированы бизнес-процессы, связанные с работой службы эксплуатации, а именно, обработка и обмен данными, согласования и принятие решений. Для этого на условном первом уровне используется Data Center Infrastructure Management — программно-аппаратный комплекс, который собирает информацию о текущем состоянии дата-центра и управляет им. В первую очередь, это система учета мощностей – энергопотребления, количества стойкомест, сетевых ресурсов, линейно-кабельных сооружений, услуг и т.д.
Для повышения качества взаимодействия подразделений дата-центра и службы эксплуатации и для системного управления большим потоком информации, которую нужно фиксировать, анализировать, обрабатывать, эффективно использовать требуется еще один уровень автоматизации с помощью интегрированной системы управления дата-центром в целом, которая включает в себя автоматизированные бизнес-процессы не только служб эксплуатации, но и остальных подразделений, это единая среда мониторинга и управления всем дата-центром.
Третьим компонентом управления эксплуатацией и возможностью частично автоматизировать работу служб эксплуатации является диспетчеризация, то есть система точечного управления работами. Эта система позволяет более качественно планировать работы, управлять человеческими ресурсами, снижать риски в рамках потока задач от множества клиентов коммерческого ЦОД. В результате появляется разносторонняя аналитика, по оценке эффективности работы всех служб дата-центра.
Система, которая используется в дата-центре «М1», на сегодняшний день включает в себя автоматизацию всех ключевых бизнес-процессов, в частности, управление работами, управление авариями и инцидентами, управление проектами, управление сбором статистики, управление доступом, расписанием и графиками смен, service desk, управление клиентской базой, учет материально-технических ресурсов дата-центра, сетей, электрических щитов, учет параметров внешней среды и многое другое. В «М1» создается единое информационное пространство, и оно постоянно совершенствуется.
По оценкам Stack Group, в ближайшие несколько лет, при дальнейшем развитии IoT, можно будет собирать и анализировать еще больше данных по тысячам параметров, повсеместно будут внедряться системы управления ЦОД с искусственным интеллектом не только для обработки огромного количества информации, но и для построения прогнозов, в том числе потенциального потребления услуг ЦОД, затрат ресурсов и так далее. Умный ЦОД сам будет диагностировать системы эксплуатации, создавать задачи на обслуживание инженерной инфраструктуры и, в конечном счете, сам принимать управленческие решения.