В разработке участвовали IT-компании "1С", "АйТи", Verysell, IBM, IBS, Intel, "Лаборатория Касперского", Microsoft, "Прогноз", R-Style, "ТехноСерв А/С" и "Яндекс".
Стандарты отражают базовые требования к девяти самым востребованным профессиям в отрасли IT: программист, системный архитектор, системный аналитик, системный администратор, администратор баз данных и др. Например, у программиста или сисадмина первого квалификационного уровня (всего их семь) должно быть среднее профессиональное образование, а со второго уровня необходимо высшее образование. Специалисты четвертого уровня должны уметь, в частности, планировать свою деятельность и вести деловую беседу с представителем заказчика, а также знать основы конфликтологии и информационной безопасности предприятия.
Стандарты носят рекомендательный характер и помогут работодателям ориентироваться на рынке труда, считают разработчики. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что профессиональные стандарты следует учитывать при разработке учебных программ в сфере IT. Пока подобных стандартов в сфере IT-образования нет, жаловались представители IT-компаний в кулуарах вчерашней конференции "Профессиональные и образовательные стандарты в области IT как инструмент подготовки кадров для российской экономики".
И чиновники, и участники рынка в один голос сетуют на нехватку грамотных IT-специалистов. "Отрасли не хватает еще около 190 тыс. квалифицированных работников", - заявил вчера министр информационных технологий и связи Леонид Рейман. В 2006 г. российские вузы выпустили около 48 тыс. специалистов в сфере IT, всего в России в различных отраслях работают 865 тыс. "айтишников".
Президент ассоциации аутсорсинговых компаний РУССОФТ Валентин Макаров говорит, что потребность в новых IT-кадрах на рынках реализуется лишь на 40%. "Из-за этого возникает конкуренция между нами, компаниями, за кадры", - сокрушается он. Эксперты АПКИТ надеются решить эту проблему, увеличивая количество бюджетных мест в вузах для IT-специалистов и параллельно сокращая места для других студентов (например, историков или юристов). "Мы боремся против дефицита IT-кадров в разных отраслях", - заявляли представители ассоциации вчера.
Другая проблема, по словам Валентина Макарова, в качестве образования: готовят специалистов не самых нужных профессий в сфере IT, и готовят не лучшим образом. Поэтому IT-ассоциации вроде АПКИТ и РУССОФТ развивают институты сертификации IT-специалистов. Согласно положению об инновационных университетах, вузы, признанные таковыми, должны найти бизнес-объединение и совместно с ним выстроить систему добровольной сертификации выпускников в сфере IT. "Таким образом бизнес будет определять качество учебных курсов и выпускников", - поясняет Валентин Макаров. По его словам, РУССОФТ ведет переговоры о создании такой системы с одним из инновационных вузов. "Нас интересуют выпускники в сфере IT, но эта система может быть применена и к другим выпускникам - биотехнологам, например", - рассуждает глава РУССОФТ. Чтобы повысить качество обучения, необходимо создать конкуренцию среди преподавателей, мотивировать их, повысив зарплату, добавил он.
Вузам не хватает бюджетных мест для "айтишников", констатировала Наталья Розина, заместитель директора департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобразования. По ее словам, если специалисты в области "железа" готовятся за государственный счет, то подготовка специалистов в области технологий на 60% осуществляется на внебюджетные средства - по договорам с юридическими и физлицами.
Анна Афанасьева