Министерство юстиции РФ зарегистрировало 5 марта приказ Мининформсвязи РФ "Об утверждении Правил применения абонентских станций сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM-900/1800", который отменил аналогичный приказ от 20 сентября 2005 года. Новый приказ отменил положение, согласно которому седьмая и восьмая цифры уникального идентификационного номера (IMEI) должны обозначаться как 00.
IMEI — уникальный номер сотового телефона, который содержит данные о стране происхождения телефона, производителе, модели телефона, поддерживаемых стандартах и других параметрах. Регламентирует стандарт IMEI Всемирная ассоциация GSM. С 1 января 2003 года до апреля 2004 года седьмая и восьмая цифры (FAC-код), указывавшие на страну конечной сборки телефона, не использовались в связи с переходом на новый формат IMEI и обозначались нулями. С апреля 2004 года FAC-код был упразднен и освободившиеся цифры стали частью TAC-кода, который указывает на модель телефона и поддерживаемые стандарты связи.
Несмотря на изменение формата IMEI в 2004 году, Мининформсвязи издало приказ, который обязывал производителей обозначать седьмую и восьмую цифры IMEI нулями. "Но производители не могли выполнять это требование Мининформсвязи, поскольку стандарт построения IMEI-номера определяется Всемирной ассоциацией GSM. Поэтому импортируемые телефоны продолжали маркировать IMEI-номерами, не соответствующими принятым в России правилам",— рассказал Антон Гуськов, директор по связям с общественностью Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники.
По словам господина Гуськова, этой лазейкой воспользовались правоохранительные органы, которые в конце прошлого года провели изъятия телефонов у некоторых розничных сетей. "Нам известны случаи, когда сотрудники МВД обнаруживали в розничных сетях телефоны "без нулей", изымали их и вдобавок заводили административное дело по статье 14.4 КоАП ("Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил".— "Ъ")". Эта статья предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 200 до 300 минимальных размеров оплаты труда.
По словам источника в одной из торговых сетей, от акций правоохранительных органов по проверке IMEI пострадали три компании — "Альт Телеком", "Беталинк" и "Цифроград". С представителями "Альт Телекома" вчера связаться не удалось. Гендиректор "Цифрограда" Владимир Пляко подтвердил, что такие проблемы были, но отказался от дальнейших комментариев. Гендиректор "Беталинка" Андрей Бородаев также подтвердил факт милицейских проверок: "Проблема была, мы с этим столкнулись в декабре прошлого года. Я бы не сказал, что она была фатальной". Председатель совета директоров "Евросети" Евгений Чичваркин вчера сказал, что не сталкивался с такой проблемой. Директор департамента телекоммуникаций Samsung в России Дмитрий Кузнецов также знает о проблеме с IMEI, но отметил, что производители не имели из-за этого сложностей с правоохранительными органами.
Президент "Связного" Максим Ноготков считает, что приказ Мининформсвязи появился вовремя: "Об этой лазейке мало кто знал, поэтому больших проблем она не доставила. Но теоретически она позволяла арестовать крупную партию телефонов у любой розничной сети. Это большой риск для любой компании".
Заместитель начальника пресс-службы МВД РФ Павел Климовский вчера сообщил "Ъ", что он не помнит ни одной операции, касавшейся проверок телефонов на соответствие IMEI. "Но даже если такое и было, мы имеем на это право, поскольку наша задача исполнять закон",— отметил господин Климовский.
В пресс-службе Мининформсвязи отметили вчера, что отказались от регламентирования стандарта IMEI-номера: "Приказ Мининформсвязи, изданный 19 февраля 2008 года, требований к IMEI не содержит. В нем лишь предусмотрено, что мобильный телефон должен иметь IMEI. Это связано с тем, что структура IMEI с течением времени изменяется, что требует внесения соответствующих изменений в требования к абонентским станциям".
Александр Малахов