"Общественная потребительская инициатива" попросила запретить мелкий шрифт в рекламе

Общественная организация по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) обратилась в Федеральную антимонопольную службу и Государственную Думу с просьбой запретить использование в рекламе мелкого шрифта.

Следует заметить, что дела о нарушениях законодательства о рекламе последние годы уверенно входят в число самых популярных возбуждаемых ФАС административных дел, среди которых особенно выделяются случаи использования в рекламе мелкого шрифта.

Практика рассмотрения таких дел доказывает, что в абсолютном большинстве случаев информацию, указанную мелким шрифтом, потребители фактически не получают (не воспринимают) и тем самым вводятся в заблуждение. Причем, как правило, речь идет о неограниченном круге потребителей, являющихся адресатами рекламы.

В арсенале нарушителей такие приемы, как размещение важных условий на 1/60 или 1/100 площади кадра; малое время демонстрации текста; использование схожих цветов для текста оговорок и фона, на котором они размещаются; разнесение по различным кадрам основного рекламного посыла и оговорки, которая к нему относится, и многое другое. Причем зачастую указанные приемы используются одновременно.

Статистика ежегодно рассматриваемых дел, связанных с использованием мелкого шрифта (около 1000 за последние 5 лет), свидетельствует, что у многих компаний, работающих на потребительском рынке, сложилось восприятие подобной уловки, как узаконенного способа обмана потребителей. Такая практика особенно широко применяется недобросовестными операторами связи, банками, микрофинансовыми организациями, ритейлерами, автоконцернами.

Ситуация усугубляется скромными размерами штрафов, которые позволяют некоторым компаниям раз за разом сознательно идти на повторные нарушения, что подтверждается, в частности, регулярно проводимым исследованием ОПИ по нарушениям операторов связи.

В свете вышеизложенного, ОПИ поставила вопрос о полном запрете на использование в рекламе мелкого шрифта, поскольку его применение не может иметь никаких оправданий ни с точки зрения сохранения художественной ценности рекламных материалов, ни с точки зрения сложности рекламируемых товаров и услуг.

Проблема может быть решена как на уровне поправок в законодательство, так и путем официальных разъяснений Федеральной антимонопольной службы, основанных на собственной обширной административной и судебной практике, описывающей многочисленные случаи привлечения нарушителей к ответственности за использование мелкого шрифта и обстоятельства конкретных дел.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Регулирование

Ключевые слова: ФАС