PwC: Пандемия ускорила темпы повышения цифровой грамотности, но значительное число сотрудников все еще не имеют возможности обучения

В то время как 40 % сотрудников компаний утверждают, что их цифровые навыки улучшились за время локдаунов, данные опроса демонстрируют неравный доступ к возможностям карьерного роста и обучения

PwC представляет одно из крупнейших исследований глобальной занятости населения. Новый опрос 32 500 работников в 19 странах мира отражает картину состояния глобального трудового резерва, который рассматривает переход к удаленному формату работы как верхушку айсберга. Учитывая тот факт, что пандемия ускорила ряд тенденций в сфере занятости населения, 60 % обеспокоены тем, что автоматизация ставит под угрозу их рабочие места; 48 % считают, что «традиционной занятости не будет в будущем», а 39 % утверждают, что их рабочие компетенции, скорее всего, устареют в течение 5 лет.

Однако есть и позитивные тенденции, например, 40 % работников говорят, что их цифровые навыки были улучшены за время длительного периода изоляции, и утверждают, что они будут продолжать заниматься обучением и развитием навыков. 77 % «готовы освоить новые компетенции или полностью переквалифицироваться», а 74 % рассматривают обучение как вопрос личной ответственности. 80 % уверены, что смогут адаптироваться к новым технологиям, необходимым для выполнения их рабочих обязанностей.

Кроме того, 49 % респондентов ориентированы на развитие предпринимательских навыков с целью создания собственного бизнеса.

Исследование также показало, что существуют различия в доступе к возможностям повышения квалификации. В то время как 46 % людей с высшим образованием говорят, что их работодатель предоставляет им достаточно ресурсов для улучшения цифровых навыков, только 28 % людей со средним образованием говорят то же самое. Такие отрасли, как розничная торговля и транспорт, больше всего подверженные риску сбоев, набирают всего 25 % и 20 % соответственно, в то время как банковская сфера набирает 42 %.

«Движимые “угрозой автоматизации” и стремительным устареванием рабочих компетенций, 77 % респондентов ответили, что готовы освоить новые навыки или полностью переквалифицироваться. При этом доступ к возможностям повышения квалификации на основном месте работы видят только 46 % людей с высшим образованием и шокирующие 28 % людей со средним образованием. Именно эти “ножницы” могут в ближайшие годы поменять систему высшего и профессионально образования, расширяя его в сторону (пере)обучения в течение всей жизни сотрудника (lifelong learning). Очевидно, что спрос как со стороны сотрудников, так и работодателей велик, и продолжит расти по нарастающей, вопрос лишь в том, кто в следующие 5-7 лет займёт этот рынок», - отметил Михаил Магрилов, партнёр, руководитель практики по оказанию услуг государственным органам и общественному сектору, PwC в России.

Молодые сотрудники больше ориентированы на максимизацию дохода, нежели на «изменение ситуации», если им предлагается выбор

Три четверти работников во всем мире (75 %) хотят работать в организации, которая внесет «позитивный вклад в общество». Однако экономическая незащищенность ограничивает возможности людей заниматься целенаправленной карьерой, особенно это касается молодежи. В целом 54 % респондентов заявили, что, если бы им предоставили выбор, они предпочли бы работу, которая позволяла бы им «использовать любую возможность для максимизации своего дохода», а не работу, которая «имеет значение» (46 %).

Интересно, что сотрудники в возрасте от 18 до 34 лет с большей вероятностью, чем другие поколения, отдают приоритет доходу над целью в своей работе: 57 % приоритизируют «максимизацию дохода» над «изменением ситуации» (43 %), разница составляет 14 процентных пунктов. Люди старше 55 лет отдают предпочтение тому, чтобы «изменить ситуацию» с разницей в 8 пунктов, которая возрастает до 22 пунктов среди работников старше 65 лет.

Все больше сотрудников хотели бы работать удаленно

Результаты опроса показали, что удаленная работа сохранится и после отмены локдаунов. Из тех, кто может работать удаленно, 72 % предпочитают сочетание офисной и удаленной работы, и только 9 % заявляют, что хотели бы вернуться к традиционной работе в офисе полный рабочий день. Это преимущественно относится к офисным работникам, предпринимателям и самозанятым, которые могут выполнять свои рабочие функции удаленно, используя технологии. Работа на дому не должна ограничиваться профессиональной работой. 43 % работников физического труда и 45 % работников полуквалифицированного труда говорят, что в их работе есть много элементов, которые они могут выполнять удаленно.

Отношение людей к работе из дома также меняется в зависимости от местоположения, что является еще одним доказательством того, как пандемия увеличила глобальный цифровой разрыв. 66 % сотрудников, живущих в мегаполисах, могут позволить себе работать удаленно, но только 44 % жителей сельской местности могут позволить себе такой формат.

Личные данные и контроль сотрудников на удаленной работе

44 % сотрудников во всем мире согласились бы позволить своему работодателю использовать технологии для мониторинга их производительности на работе, включая датчики и носимые устройства, а 31 % - против. 41 % респондентов заявили, что не желают предоставлять своему работодателю доступ к своим личным данным, включая профили в социальных сетях, и только 35 % готовы.

Рубрики: Маркетинг, Кадры

Ключевые слова: кадры, исследование рынка