ЦПУР оценил международный опыт раскрытия госданных для исследований

Эксперты Центра перспективных управленческих решений (ЦПУР) подготовили аналитический обзор «Модели институционализации доступа исследователей к данным государства». В нём рассмотрены подходы разных стран к решению проблемы «usability vs privacy».

Накопленные госорганами микроданные содержат чувствительную информацию, раскрытие которой связано с рисками для безопасности отдельных субъектов этих данных, поэтому такие данные, как правило, не публикуются. Однако их объём настолько высок, что обрабатывать их самостоятельно и оставлять полностью внутри системы государственного управления нецелесообразно.

Выбирая ту или иную модель доступа к данным для исследователей, государство решает для себя, как ему соблюдать баланс между уровнем детализации раскрываемых микроданных, а, значит, их полезностью и применимостью, и сохранением конфиденциальности.

Представленный аналитический обзор в большей степени сфокусирован на анализе трех аспектов защиты данных — правилах определения пользователей, проектов и «настроек» доступа, таким образом, он охватывает организационные и инфраструктурные способы решения дилеммы «usability vs privacy».

В аналитическом обзоре обозначены три базовых модели организации доступа к микроданным, применяемых в мире:

-дополнение функционала государственного статистического агентства без создания организаций-посредников (unmediated access approach);

-создание или соучреждение государством отдельной исследовательской организации (research data center approach);

-партнёрство с университетами или другими независимыми исследовательскими организациями (reseach-practice partnership).⠀

Для России оптимальным сценарием, к которому следует перейти после формирования устойчивых практик предоставления доступа к данным, эксперты ЦПУР считают использование партнёрской сети организаций, реализующих полный спектр работы с государственными микроданными — от их обработки до организации доступа. Кроме того, независимо от выбранной модели, параллельно необходимо расширять состав сведений, публикуемых в свободном доступе, в том числе в формате открытых данных.

Полный текст обзора доступен на сайте: https://cpur.ru/research/

Тематики: Маркетинг

Ключевые слова: исследование рынка