«Уважаемые коллеги!
Сегодня я хотел бы рассказать о развитии отрасли информационных технологий, почтовой отрасли, а также остановиться на вопросах обеспечения современными услугами связи различных категорий населенных пунктов России.
В отрасли информационных технологий мы ведем работу по целому ряду направлений, но самой горячей темой, особенно в последние месяцы, является реестр российского программного обеспечения (ПО). Он формируется в рамках поправок, которые были внесены в ряд законов, в том числе в закон "О контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок". Эти поправки были внесены в прошлом году федеральным законом №188-ФЗ, который определил юридические критерии отнесения программного обеспечения к российскому.
Теперь, согласно постановлению Правительства №1236, с 1 января 2016 года государственным и муниципальным заказчикам предлагается выбирать программные продукты именно из реестра отечественного ПО, кроме тех случаев, когда какого-то продукта по функциональным характеристикам там не оказалось. Мы уже получили более тысячи заявлений от российских производителей, около 250 программных продуктов уже находятся в реестре, и теперь начинаем работу — смотрим за тем, чтобы государственные и муниципальные заказчики необоснованно не закупали по старинке зарубежные программные продукты. Тем более в условиях, когда отечественный аналог есть в реестре.
Есть оценки отраслевых ассоциаций, касающихся объема экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг из России. По данным отраслевых ассоциаций, в 2015 году он достиг 7 млрд долларов. И в этих условиях мы, к сожалению, иногда сталкиваемся с парадоксом, что государственные и муниципальные заказчики предпочитают российское программное обеспечение не закупать. С точки зрения дальнейшего развития данной инициативы предполагаем, что через определенное время она может быть распространена не только на действие закона №44-ФЗ, касающийся государственных закупок, но и на действие закона №223-ФЗ, который касается закупок компаний с государственным участием.
В 2015 году мы, как и многие другие министерства, утвердили свой отраслевой план импортозамещения. Разбили программные продукты на ключевые группы. Есть группа программных продуктов, где требуется лишь преференция при закупках. Есть группа продуктов, где необходимо софинансировать часть затрат на разработку — это так называемые "системные программные продукты". Они являются основой всего, на них как на основании пирамиды уже стоят многие другие прикладные информационные системы. Еще один блок плана связан с индустриальными программными продуктами — это то, что используют отдельные отрасли промышленности, наши нефтяники, и так далее.
Для того, чтобы поддержать эту работу, наверное впервые в истории, ИТ-отрасль получила прямую строчку поддержки, которая нашла свое отражение в так называемом устойчивом плане развития экономики Российской Федерации. Он был утвержден 1 марта 2016 года Председателем Правительства. Пункт плана №33 — с объемом финансирования до 5 млрд рублей, — прямо говорит о необходимости поддержки разработки, развития и распространения программного обеспечения.
Уважаемые коллеги, хочу отдельно отметить, что в каком-то смысле мы даже самостоятельно нашли источник финансирования для покрытия данных затрат — это средства, которые были выручены на аукционах по предоставлению прав использования радиочастот мобильными операторами. У нас всегда частоты распределялись между операторами бесплатно, на основе конкурсных процедур. Мы впервые провели аукционы по ним в декабре 2015 года и в феврале 2016 года. Смогли выручить почти 15 дополнительных миллиардов рублей, которые мобилизованы в доход федерального бюджета.
В регионах в рамках федеральной программы, которая сейчас уже завершена, построено 12 технопарков в сфере высоких технологий. Мы следим за тем, чтобы технопарки были наполнены правильными компаниями-резидентами и создавали необходимые ИТ-продукты. Проинформирую вас об итогах работы технопарков в 2015 году. Там уже 900 резидентов, около 20 000 высококвалифицированных рабочих мест. Выручка технопарков только за 2015 год превысила 50 млрд рублей. Считаю, что эти показатели очень конкретно характеризуют эффективность реализации данной программы. Продолжим контроль за целевым использованием созданной инфраструктуры и достижением всех целевых показателей, которые взяли на себя субъекты Российской Федерации в рамках программы софинансирования.
Еще один важный элемент законодательного стимулирования сектора высоких технологий — это льготы по страховым взносам. Напомню, что для ИТ-компаний у нас предусмотрены пониженные тарифы — до 14% страховых взносов вместо 30%. На сегодня по данной программе у нас аккредитовалось более 5800 компаний, в которых работает от семи сотрудников. Напомню, что раньше это были более крупные компании, в которых работало от 30 человек. В целом мы считаем, что эта норма также очень эффективно реализуется. Только объем доходов от реализации ПО этих компаний превышает 300 млрд рублей в год, отчислений по НДФЛ — более 17,5 млрд. Среднемесячная заработная плата их сотрудников минимум в полтора раза больше среднего значения по отрасли, и в 2,5 раза больше, чем в среднем по экономике Российской Федерации. Мне кажется, что эти цифры тоже говорят сами за себя.
Хотел бы привести позитивные примеры, когда Новосибирская, Пензенская и, с 1 января 2016 года — Ульяновская области, — воспользовались предложенным Минкомсвязью механизмом и ввели дополнительную льготу еще и по налогу на прибыль для ИТ-компаний. Это тоже дополнительная мера поддержки, и в том числе фактор межрегиональной конкуренции за правильных ИТ-специалистов.
В прошлом году впервые в истории состоялась встреча министров связи и информационных технологий стран БРИКС. Как вы знаете, Россия была принимающей страной БРИКС, и мы предложили создать такой новый формат общения. Все участники подтвердили заинтересованность в том, чтобы диверсифицировать сложившуюся сегодня монополию одной страны и нескольких компаний в сфере информационных технологий. Эта проблема актуальна не только для России. Это подтвердили и наши коллеги по БРИКС, это подтверждают и многие другие страны.
Для того чтобы можно было совершить такой рывок и занять свою нишу на данном рынке, Российской Федерации необходимо в том числе развивать существующие возможности по человеческому капиталу. Дефицит кадров в ИТ-отрасли оценивается в 350–400 тысяч специалистов — почти столько же, сколько работает в отрасли сегодня. Вместе с коллегами из Министерства образования и науки РФ нам ежегодно удается увеличивать количество бюджетных мест в вузах примерно на 30%. Когда мы только начинали эту работу, все вузы в год принимали 25 тысяч человек по ИТ-специальностям, сейчас это уже 42,5 тысячи человек каждый год, и нужно наращивать эти цифры и дальше, потому что это фактор конкурентоспособности нашей экономики.
Для того чтобы достичь эффекта от использования информационных технологий сравнимого с тем, что мы сегодня видим, например, по экспорту энергоресурсов, вооружений и сельского хозяйства, необходимо сохранять и развивать весь комплекс этих мер. Убежден, что мероприятие в рамках плана устойчивого развития экономики позволит действительно придать необходимый импульс ИТ-отрасли в это экономически непростое время. Мы проводили соответствующие встречи с ИТ-индустрией — она поддерживает предложенный министерством набор мер.
Кратко остановлюсь на ходе реализации проекта по обеспечению современными услугами связи малых населенных пунктов. В 2012 году мы впервые остро поставили вопрос цифрового неравенства между городом и селом. Российская Федерация — это страна, которая сильна своими регионами, значительная доля населения которой проживает в малых населенных пунктах.
Была проведена реформа Фонда универсального обслуживания. Напомню, как это происходит. Каждый оператор связи перечисляет в этот фонд 1,2% от своей выручки. Из этого фонда средства попадают в федеральный бюджет, и дальше расходуются на нужды обеспечения малых населенных пунктов услугами связи. Раньше на эти средства — а это порядка 15 млрд рублей в год, — удавалось поддерживать лишь работу таксофонов. У нас их очень много — около 148 тысяч.
Но благодаря реформе, задействованию новых схем финансирования, привлечению таких серьезных игроков как компания с государственным участием "Ростелеком" нам удалось структурировать проект. И в рамках тех же денег — сбор с операторов не увеличился, — мы теперь и таксофоны поддерживаем, и инвестируем в самую большую стройку волоконно-оптических линий связи в мире. Будет проложено свыше 215 тысяч километров этих линий. Нужно осознать эту цифру. 215 тысяч километров волоконно-оптических линий связи до примерно 14 тысяч малых городов и сел. В прошлом году программу мы уже немного перевыполнили: подключено 1189 точек в 65 регионах, внимательно осуществляем контроль за реализацией этой программы.
Отмечу, что в 2015 году операторы связи перечислили в Фонд универсальной услуги 14,8 млрд рублей, но если мы смотрим на картину по 2016 году, то исходя из текущих бюджетных возможностей, мы видим, что "Ростелеком" как ключевой оператор этой программы, недополучает около 6,9 млрд рублей. По сути, эти средства в рамках бюджетного кодекса перераспределяются на другие нужды. И конечно, если мы на ходу будем менять правила игры, то темпы строительства придется снижать. В этом смысле считаю важным проинформировать вас о текущем ходе реализации программы.
Также не могу не остановиться на серьезной задаче, которая встала перед связистами при вхождении в состав Российской Федерации Крыма и города федерального значения Севастополь. По дну Керченского пролива в кратчайшие сроки были проложены линии коммуникаций, которые позволили Крымскому федеральному округу оперативно интегрироваться в общую систему связи России.
Там уже работают три оператора сотовой связи. Это очень важно — у нас вся система связи основана на конкуренции между операторами. За счет этого в России достаточно низкие цены на связь. Если сравнить с многими другими странами, то наши цены просто драматически ниже чем то, что мы видим в целом на мировом рынке.
Кроме того, в Крыму появились такие виды связи, которых там исторически никогда не было. Я имею ввиду связь четвертого поколения — LTE. Сегодня в крупных городах Крыма такая связь уже есть. Продолжаем эту работу, и конечно же, обеспечим крымчанам доступ к самым современным услугам связи.
Также хотел бы отдельно отметить серьезный проект на Дальнем Востоке, где мы завершили прокладку волоконно-оптических линий связи от Сахалина до Магадана. Этим летом планируем завершить навигацию участком от Сахалина до Камчатки. Ни Магадан, ни Камчатка никогда не имели ни одной наземной линии связи, вся связь шла только через спутник. Это было медленно, дорого, неудобно. Теперь крупные населенные пункты и города этих регионов получат наконец-то современные услуги связи.
26 декабря 2013 года у нас началось мощнейшее обновление группировки гражданских спутников связи. Успешно осуществлен запуск семи космических аппаратов: "Экспресс-АМ5", "Экспресс-АТ1", "Экспресс-АТ2", "Экспресс-АМ6", "Экспресс-АМ7", "Экспресс-АМ8" и "Экспресс-АМУ1". Сейчас на геостационарной орбите у нас 17 действующих гражданских спутников связи, 13 из них — ФГУП "Космическая связь", подведомственное Россвязи и Минкомсвязи и четыре аппарата компании "Газпром космические системы". Это очень важно, потому что они позволяют обеспечить связь в тех регионах, куда никогда не сможет дойти кабельная инфраструктура связи.
Разрешите также кратко остановиться на том, что происходит с реформой "Почты России". Напомню, что это наша крупнейшая товаропроводящая сеть — 42 тысячи отделений, которые находятся в шаговой доступности для 95% населения Российской Федерации.
2015 год поставил очередной рекорд — 128 миллионов посылок, в том числе международных отправлений, было обработано в срок и без какого-то ни было коллапса. Хочу напомнить, что еще буквально 2–3 года назад каждый новогодний, рождественский период приводил к настоящему коллапсу на почте, когда нам к сожалению на несколько дней приходилось закрывать поступление почтовых отправлений в Российскую Федерацию.
Сейчас вся инфраструктура налажена, почта реализует утвержденную стратегию развития. Реформа продолжается, на особом контроле держим вопрос о повышении заработных плат. За счет поиска внутренних резервов, улучшения закупочных процедур стараемся делать так, чтобы заработная плата почтальонов росла темпами даже превышающими скорость роста выручки предприятия.
В качестве примера могу привести ряд электронных аукционов на поставку компьютерной техники для "Почты России", которые состоялись недавно. На каждом из них в ходе аукциона цена упала примерно на 50%. "Почта России" сэкономила 2,6 млрд рублей за счет эффективного управления.
Важный проект — это модернизация почтовой инфраструктуры. Вы знаете, что проект нового федерального закона "О почтовой связи" уже находится в Государственной Думе. Необходимо завершить эту работу. В данном законе внедряются новые принципы, которые ранее не были предусмотрены в законодательстве, в том числе, например, государственная электронная почтовая система. Учитывая, что данный закон имеет решающее значение для отрасли связи, прошу вашей поддержки на том этапе, когда работа Государственной Думы по нему будет завершена и данный законопроект поступит в Совет Федерации».