Проект Положения о полномочиях и обязанностях федерального оператора спутниковых навигационных услуг для различных отраслей экономики и социальной сферы появился на сайте Межрегиональной общественной организации содействия развитию рынка геоинформационных технологий и услуг (ГИС-Ассоциация). По этому документу оператор наделяется широкими полномочиями по координации использования системы ГЛОНАСС в России. Например, оператор будет сертифицировать навигационное оборудование, системы и услуги, осуществлять контроль за использованием навигационных ресурсов и целостностью навигационного поля ГЛОНАСС, проводить экспертизу технологий ГЛОНАСС/GPS и др.
Компания, которой предстоит стать федеральным оператором системы ГЛОНАСС - ОАО "Навигационно-информационные системы" (НИС). Она зарегистрирована 9 ноября 2007 г., ее учредители – "дочка" АФК "Система" – "РТИ Системы" (владеет 51% акций) и Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения" (РНИИ КП, владеет 49% акций).
Как отметил на пресс-конференции 13 февраля начальник управления связи и навигации Федерального космического агентства (Роскосмос) Анатолий Шилов, федеральному оператору предстоит решить одну из основных проблем развития рынка услуг ГЛОНАСС – сложности с картами, точней, их обновлениями. Он пояснил: "Иногда навигатор говорит "Поверни направо", а там - бетонный забор". Роскосмос предлагает следующий вариант: "Вы покупаете карту у какой-то фирмы, становитесь там на обслуживание, и вам в приемник по сотовой связи ежесуточно докладывают те изменения, которые происходят. Уже несколько таких фирм существует". По словам Шилова, фирма, которая хочет торговать картами для приемников, может купить базу у Роскартографии (это ведомство получило 7 млрд руб. на производство цифровых карт по всей планете), затем "проехать, снять дороги и заложить эти съемки в карту".
Руководитель отдела рекламы и маркетинга ГИС-Ассоциации Ольга Рябошапко возражает, что ни одна компания не сможет в режиме реального времени обновлять такой объем информации в масштабе Российской Федерации. Анатолий Шилов парирует, что это под силу федеральному оператору ГЛОНАСС, у которого будет филиальная структура. "Только что зарегистрирован филиал этого оператора в Новосибирске, - рассказал он. - В Ростове сейчас регистрируется такой филиал. Будет некая распределенная система. Как только вас обнаруживает система, что вы находитесь в Ростове, то эту операцию не будет делать московский оператор, этим будет заниматься оператор территориальный. Первый сервер уже закуплен, он монтируется", - добавил он.
Руководитель департамента по связям с общественностью "РТИ Системы" Ирина Шанина и пресс-секретарь РНИИ КП Александр Зубахин отказались комментировать проект положения о ГЛОНАСС-операторе.
У участников рынка масса возражений по положению об операторе ГЛОНАСС, ведь, согласно проекту, эта компания выступает в роли регулятора, поставщика услуг и контролера рынка. По словам Ольги Рябошапко, одобрение этого проекта, который сейчас разослан для межведомственного согласования, означает "конец рынка автомобильной навигации в России".
Анна Афанасьева