Цель совместного исследования заключалась в том, чтобы выяснить, сложно ли получить средства в банках, онлайн-МФО и обычных МФО клиентам с плохой кредитной историей, либо вообще без нее.
В МФО – как офлайн, так и онлайн – высоки доли клиентов с долгами свыше 90 дней. Самые низкие доли в МФО приходятся на клиентов с просрочками от 30 до 90 дней. Клиенты с хорошей кредитной историей (без просрочек) – на втором месте. При этом в офлайн-МФО их доля выше.
В банках, напротив, клиенты с хорошей кредитной историей составляют большинство, 48,9% против 24,2% в офлайн-МФО и 17,4% в онлайн-компаниях.
А вот срок просроченной задолженности для банков не так важен – разница в долях клиентов с долгами 30-90 дней и свыше 90 небольшая.
Лига Трупа, управляющий директор сервиса онлайн-кредитования Е заем: «Статистика показывает, что сервисы онлайн-кредитования позволяют получить средства людям даже с неидеальной кредитной историей. При этом за год их доля выросла более чем на 6 процентных пунктов. После девальвации рубля хорошую кредитную историю не смогли сохранить очень многие, но потребность в заемных средствах у них осталась. Такие клиенты обращаются к разным кредиторам, но получить банковский кредит им гораздо сложнее, чем заем в МФО – не только в разгар кризиса, но и сейчас. В результате даже те из клиентов, кто раньше получал кредиты, сейчас пользуются онлайн-займами – для них это обычный финансовый инструмент. Онлайн-МФО умеют оценивать клиентов с неидеальной историей и эффективно работать с ними, это подтверждает гораздо более низкий по сравнению с традиционными МФО уровень просроченной задолженности».
«Различия риск-профилей клиентов у отдельных участников финансового рынка объясняется принципиально разными подходами к оценке и управлению рисками. Мы рады тому, что наша компания располагает полным спектром инструментов оценки риска, от стандартного кредитного отчета до продвинутых систем биометрической идентификации, которые могут быть полезны как банкам, так и МФО, включая онлайн», – отметил Олег Лагуткин, генеральный директор БКИ «Эквифакс».
Онлайн-МФО чаще всего не возвращают займы вовремя клиенты без кредитной истории. Из них просрочки в 2016 году допустили 56%, тогда как среди клиентов с кредитной историей таких 34,8%.
В то же время в банках и офлайн-МФО ситуация обратная – там просрочки чаще допускают клиенты с кредитной историей. Таких там 8,8% и 29,1% соответственно. А среди тех, кто кредитной истории не имел, банкам не вернули средства вовремя 5,5%, а офлайн-МФО – 21,3%.
Лига Трупа, управляющий директор сервиса онлайн-кредитования Е заем: «Если сравнивать 2016 год с 2015, становится видно, что доли клиентов, не вернувших кредиты или займы вовремя, в 2015 году были больше. Это касается и тех, кто имел кредитную историю, и тех, кто получил средства впервые, причем как в банках, так и в МФО. Это может говорить об улучшении положения заемщиков и постепенном выходе из кризиса».
Cамая высокая доля клиентов без кредитной истории в банках, 18,1%. За ними следуют офлайн-МФО с долей 10,7%, а в онлайн-МФО таких клиентов 2,9%. Их более высокие доли в банках и традиционных МФО объясняются возможностями для визуальной оценки клиентов, которой нет в онлайн-МФО.
Другая причина обращения клиентов без кредитной истории сразу в банки в том, что их популярность и узнаваемость гораздо выше. Банки активнее рекламируют свои услуги, и в целом о них знает гораздо больше людей. В связи с этим при возникновении потребности в заемных средствах, многие сразу вспоминают именно о них.