В последнее время подобная практика приобретает все большую популярность. Как правило, данные действия преследуют своей целью создать в глазах потребителей представление о превосходстве одних компаний (товаров, услуг) над другими.
Наиболее показательна в этом контексте длящаяся с ноября прошлого года рекламная кампания ПАО «МегаФон» под общим лозунгом «Мобильный интернет № 1 в России».
ОПИ попросила ФАС разъяснить правомерность заявлений оператора о самом быстром интернете в России, с учетом тех обстоятельств, что согласно исследованию ИАА «Телеком Дэйли» «МегаФон» обеспечивает самую быструю скорость только в 6 крупных городах, а согласно официальному исследованию качества связи, проводимому Роскомнадзором – только в трех городах.
В обращении также содержится просьба оценить схожую практику оператора «МТС», который летом 2016 года в сюжетах на ТВ и наружной рекламе заявлял о наличии у него лучшей связи в Москве и провозглашал себя лидером мобильной связи. При том, что согласно протоколу исследования качества связи Роскомнадзора (№ 77-2016-002/В от 10 марта 2016 года), на которое ссылался оператор, видно, что «МТС» единолично лидирует лишь по двум показателям качества голосовой связи из четырех (количество успешных дозвонов и количество обрывов разговоров), имея при этом самую высокую среди других операторов долю звонков с низкой разборчивостью речи. Кроме того, по большинству показателей качества передачи текстовых сообщений и качества передачи данных (которые также охватываются понятием «связь») «МТС» проигрывает другим операторам.
Аналогичная ситуация с серией рекламных роликов ПАО «МТС» под лозунгом «Самая большая сеть 4G в России». В обоснование размеров сети 4G оператор ссылался на данные Роскомнадзора за 2015 год, однако реклама транслировалась на ТВ летом 2016 года. При этом установлено, что в 2016 году лидером по количеству базовых станций LTE являлся «МегаФон» (https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news43427.htm).
Таким образом, из-за произвольной интерпретации результатов исследований или ссылок на устаревшие данные потребители получали недостоверную информацию о характеристиках рекламируемой услуги и вводились в заблуждение.
Помимо правовой оценки рекламных кампаний операторов, ОПИ также попросила ФАС сформулировать общие требования к использованию в рекламе ссылок на различные исследования.
По мнению ОПИ, это позволит защитить потребителей и дать им однозначные ориентиры при выборе товаров и услуг на рынке, где по-прежнему чрезвычайно распространены недобросовестные практики.