Опубликован ежегодный рейтинг ОФД России

Операторов фискальных данных оценили по масштабу бизнеса и удобству сервиса.

Представлен ежегодный рейтинг операторов фискальных данных. Он составлен не только на основе данных о масштабе их бизнеса, но и информации о том, насколько удобными являются предлагаемые ОФД сервисы, как они планируют помогать своим клиентам развивать бизнес и какую полезную информацию предлагают рынку. Рейтинг составлен исследовательской группой CNews Analytics.

В ближайшее время процесс перехода на онлайн-кассы будет в основном завершен. На сегодняшний день к операторам фискальных данных (ОФД) подключено уже около 2,4 млн кассовых аппаратов, установленных в крупных и средних торговых сетях. На третьем этапе, который, если государство не примет решение о переносе сроков, завершится 1 июля 2019 г., их число может увеличиться на 1 млн. Однако количество чеков, пробиваемых на таких кассах, будет небольшим.

Таким образом, рост рынка ОФД «в ширину» можно считать завершенным. Теперь речь пойдет о том, как удержать уже имеющихся клиентов и какие сервисы им предложить для того, чтобы обеспечить развитие бизнеса.

По состоянию на 15 марта 2019 г. в реестре ФНС России было зарегистрировано 20 ОФД. Самым крупным игроком рынка по числу подключенных касс является «Платформа ОФД» – компания занимает около 26,6% рынка. На втором месте «Такском» с показателем 16,5%. Совсем немного отстает от него «Первый ОФД» – на его долю приходится 16,2% онлайн-касс. Четвертое и пятое место занимают «Петер-Сервис Спецтехнологии» (OFD.ru) (12%) и «Ярус» (11,5%). Разрыв в показателях этих компаний также минимален.

В категорию «Другие», на долю которой приходится 1,3% рынка, входят «ИнитПро», «Группа Элемент», «Энвижн Груп», «Вымпел-Коммуникации», «Мультикарта», «Дримкас», «Электронный экспресс», «Корус Консалтинг СНГ» и ОФД «Онлайн».

«Платформа ОФД» лидирует в рейтинге второй год подряд. Компания является лидером не только по масштабам бизнеса, но и предлагает свои клиентам удобный, функциональный личный кабинет, возможность подключения дополнительных сервисов, полноценной работы с системой маркировки. Также «Платформа ОФД» является самым активным поставщиком открытой аналитики рынка. «Мы развиваем комплекс услуг для бизнеса различных сегментов, разной величины», – рассказал Алексей Баров, генеральный директор «Платформа ОФД». В конце прошлого года компания начала разворачивать инфраструктуру ЭДО, электронной отчетности для обмена документами не только с самим ОФД, но и с ЦПРТ, ПФР, Росстатом, ФНС, ФСС и др. Уже год существует магазин приложений ОФД, на котором можно приобрести различные полезные бизнес-приложения. Запущен сервис мониторинга оборота арендаторов, позволяющий руководству торговых центров формировать предложения по арендной ставке, развивать маркетинг в целях увеличения трафика клиентов. Расширяется арсенал аналитических и рекомендательных инструментов ОФД для бизнеса разного уровня, таких как анализ товарной матрицы, анализ развития сети, оценка кредитоспособности, инструменты для программ лояльности, поиск новой локации для бизнеса, сравнение себя с рынком.

Развитие рынка услуг ОФД опрошенные компании видят в расширении всевозможных сервисов. Так, по словам Алексея Барова, надо упростить и ускорить сбор, сверку и подачу массы документов и отчетов, чтобы помочь клиентам отказаться от «ручных» рутинных процессов и бумажных носителей, высвободить время и ресурсы для более качественной работы с покупателем. «Руководители, менеджеры разного профиля хотят видеть четкую и понятную информацию для принятия решений в своем смартфоне. И этим мы сейчас занимаемся в приоритетном порядке», – говорит он.

Методика.

При составлении очередного рейтинга CNews Analytics методика была немного скорректирована. Конечно, ключевым показателем, определяющим место ОФД, по-прежнему остается масштаб бизнеса. Фактически речь идет о числе обслуживаемых онлайн-касс. Информация о числе подключенных касс была получена в ходе анкетирования ОФД, а также в результате полученных оценок экспертов. Однако по сравнению с прошлым годом, когда этот показатель имел весовой коэффициент 0,8, в текущем году было решено снизить его до 0,7. Это позволило уделить больше внимания другим параметрам, характеризующим активность участников рейтинга с точки зрения развития клиентских сервисов.

Вторым важным показателем стала «Функциональность личного кабинета» – его весовой коэффициент составляет 0,15. При его формировании учитывалось, предоставляет ли ОФД своим клиентам возможность воспользоваться услугами электронного документооборота, сдачи электронной отчетности в госорганы, а также имеются ли в личном кабинете приложения для сверки, работы с документами, аналитики и т.д.

Третий параметр (весовой коэффициент 0,05) – это возможность подключения дополнительных внешних сервисов. Речь идет о таких возможностях, как подбор новых локаций для магазина и проверка эффективности торговой точки по клиентскому трафику и цене аренды, мониторинге оборота торговых точек для управления активностями по привлечению клиентов в торговые центры и создания гибкой системы арендной платы, получении кредитов в банках-партнерах на основе реальных показателей выручки, инструментах для маркетологов, позволяющих сравнивать себя с рынком и т.д.

Четвертый параметр (весовой коэффициент 0,05) – поддержка системы маркировки, в том числе передача чеков и электронный документооборот с ЦПРТ. На сегодняшний день обязательной маркировке подлежат алкогольная продукция и меха, но в перспективе к ним должны присоединиться табак, обувь, парфюмерия, одежда, фотоаппараты, автопокрышки и т.д.

Пятый параметр (весовой коэффициент 0,05), который может быть и не оказывает существенного влияния на бизнес ОФД, но с точки зрения CNews является важным для всего рынка – это предоставление открытой аналитики на основании собранных данных. Речь идет о публикации различных материалов, характеризующих состояние рынка розничной торговли – сезонной динамике объемов продаж, самых популярных товарах и услугах и т.д.

Автор: Игорь Плотников.

Тематики: Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: финансы, исследование рынка