Организатором конференции традиционно является Ассоциация эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем.
Только первый день деловой программы посетили более 280 человек – большой зал Точки Кипения, рассчитанный на 250 мест, с трудом вместил всех желающих. Аудитория конференции 2017 года в сравнении с предыдущими мероприятиями показывает уверенный рост бизнес-сообщества, которое напрямую связывает развитие будущего рынка с Дорожной картой «Аэронет НТИ», утвержденной в июне 2016 года.
Аэронет 2017
Ежегодная конференция посвящена задачам актуализации дорожной карты Аэронет НТИ и разделена тематически на три дня, два из которых посвящены опыту реализации и выработке предложений в обновленную версию дорожной карты, а третий – полетно-выставочной программе.
Реализация Национальной технологической инициативы за двухлетний период дала понимание в необходимости создания принципиально новых инструментов управления НТИ, системной координации процессов актуализации и исполнения дорожных карт.
Начиная работу конференции перед аудиторией выступил профессор кафедры «Проектирование и сертификация авиационной техники» Московского авиационного института – Карапетян Тигран Сергеевич. Его доклад, посвященный анализу развития мировой нормативной базы в отношении БАС, наглядно показал, что при действующей системе запретов и ограничений в совокупности с инертностью отставание России на мировом рынке беспилотных систем будет только нарастать.
В то же время, по его мнению, то, что мы приступили к дорожной карте намного позже, компенсируется возможностью не наступая на грабли, избежать ошибок зарубежных коллег.
Несколько иной взгляд на проблему ожидания чужих нормотворческих ошибок предложил генеральный директор Ассоциации – Глеб Бабинцев: «Мы, конечно, можем ждать, пока ИКАО наступает на грабли, можем смотреть, не повторять их ошибок, но идущий по следу не бывает первым. В этой сфере очень много возможностей у России показать себя, развивая собственные стандарты, устанавливая собственные правила, и, начиная жить по этим правилам, хотя бы, внутри собственного рынка».
В первый день конференции для обеспечения эффективной проработки основных направлений была организована параллельная работа круглых столов по четырем спецификациям:
- получение и обработка пространственных данных (ДЗЗ);
- использование воздушного пространства (Структура, порядок, интеграция в ОВП);
- решение текущих и будущих вопросов подготовки кадров;
- применение БАС в сельском хозяйстве.
Перед модераторами и участниками групп стояли конкретные задачи:
1. Оценить возможный экономический эффект применения БВС на определенном рынке, или дать оценку размерам потерь от невозможности масштабно применять дроны в силу нерешенности большого числа вопросов нормативного, инфраструктурного, технологического характера.
2. Сформулировать задачи, требующие решения или барьеры, тормозящие развитие рынка;
3. Сформулировать предложения в Дорожную карту Аэронет.
Подводя итоги обсуждений в рамках обозначенных групп, собравшиеся сошлись во мнении о готовности бизнеса эффективно развивать сферу беспилотных авиационных систем для использования в различных направлениях, и, одновременно, относительной глухоты, инертности государственного аппарата в части адекватного формирования нормативно-правовой базы и непонимания реальных размеров упущенной выгоды для экономики страны.
Так, экономический эффект применения БАС только в области получения и обработки пространственных данных по оценке экспертов недооценен в России на сотни миллиардов рублей.
По мнению со-организатора пилотной сельскохозяйственной зоны в Белгородской области генерального директора компании «ЦентрПрограммСистем» Виктора Кононова, на рынке сельского хозяйства сумма упущенной выгоды ВВП на основании уже разработанных и внедряемых технологий составляет более
1 триллиона рублей в год, в том числе, 600 млрд за счет отсутствия практики использования беспилотников для повышения урожайности, 344 млрд - инвентаризации земель, 150 млрд - мониторинга и химических работ.
«Данные расчеты основаны на экономических результатах, полученных в рамках выполнения работ в экспериментальной зоне Агро НТИ в Белгородской области, в тесном сотрудничестве компаний участников с крупнейшими агарными научными центрами. Расчёты проводились на основании данных, предоставленных в докладах, участников круглого стола по сельскому хозяйству», - сообщил Виктор Кононов.
Также, по его словам, на сегодняшний день существуют технологии, способные покрывать запросы территорий площадью 20 тысяч га, а в следующем году этот показатель вырастет до 100 тысяч га. В перспективе эти цифры могут вырасти в десятки раз, дав возможность полноценно заниматься экспортом выращенной продукции за рубеж.
Даже беглый анализ каждой из сфер применения беспилотников показывает – экономика России теряет миллиарды рублей от несогласованности при реализации дорожных карт, на несовершенстве мер поддержки бизнеса, медлительности при формировании нормативной базы. Применению БВС препятствует значительное количество барьеров, требующих законодательного решения. Самыми актуальными являются вопросы использования воздушного пространства, регламентация процедур, необходимых для легального выполнения работ, секретность воздушной съемки и отсутствие частотных диапазонов, выделенных для управления БВС. Кроме воздушного законодательства, проработки требуют многие нормативные акты, регулирующие другие сферы деятельности.
Барьеры, затрудняющие развитие рынка Аэронет, и предложения по их преодолению обсуждались на каждом из четырех параллельных круглых столов, прошедших в первый день работы конференции. Выводы и предложения жарких дискуссий лягут в основу плана мероприятий по развитию рынка - актуализированной версии Дорожной карты «Аэронет НТИ».