Развитие перевозок и увеличение пассажиропотока ПАО «Аэрофлот» привело к росту объема документооборота и запросов из налоговых органов. Бумажный обмен, состоящий из сотен тысяч документов, увеличивал затраты на сопутствующие услуги. Разработанная ФНС России инициатива по взаимодействию с налогоплательщиками, а именно, новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг, значительно упрощает и ускоряет процесс подготовки налоговой отчетности и повышает ее качество. Оценив преимущества данной инициативы, компания «Аэрофлот» решила присоединиться к ней, применив высокотехнологичное решение для автоматизации процессов отчетности.
Основным заказчиком выступил департамент бухгалтерского учета (ДБУ) ПАО «Аэрофлот». Именно это подразделение отвечает за формирование налоговой отчетности и все коммуникации с налоговыми органами. В рамках проекта ДБУ сформировал матрицу контрольных процедур в соответствии со строками налоговых деклараций. Сами процедуры при этом выполняются всеми структурными подразделениями компании.
Проект был реализован с участием специалистов SAP Digital Business Services, ГК «РАМАКС» и PwC. Со стороны «Аэрофлота» были задействованы сотрудники бухгалтерии и департаментов ИТ-блока. Для достижения поставленных целей была разработана информационная модель данных, позволяющая мгновенно формировать налоговые показатели и декларации. Отчетность по всем видам налогов была приведена к общему формату и упорядочена в рамках новой иерархии данных. Разработанная методология была согласована с ФНС России, были соблюдены требования всех действующих норм законодательства, предусмотрена возможность внесения доработок и изменений. С учетом всех рекомендаций ФНС России Аэрофлот внедрил единую платформу «Витрина данных ПАО «Аэрофлот» для целей налогового мониторинга». Благодаря слаженной работе команды проект был реализован всего за 6 месяцев.
«Проект является наиболее актуальным и соответствует современным тенденциям по цифровизации бизнес-процессов и установлению открытых отношений с налоговыми органами. Помимо технологической составляющей решения, не менее важную роль играет политическая, так как взаимодействие с ФНС России подразумевает высокие требования к безопасности данных. Созданная «Витрина данных» объединяет в себе большое количество разнородных технологий и является единым цифровым инструментом для хранения данных и их обмена с целью выполнения обязательств перед налоговыми органами», - отметил CIO ПАО «Аэрофлот» Кирилл Богданов.
По словам Никиты Журавского, руководителя отдела финансовых решений ГК «РАМАКС» и одного из архитекторов проекта, «разработанное решение практически мгновенно оправдало все ожидания заказчика. Уже можно говорить о довольно внушительных показателях эффективности: оптимизация затрат на налоговое администрирование составляет 7%, количество запросов налоговых органов снизилось на 40%, а объем предоставленных бумажных документов уменьшился в 5 раз по сравнению с аналогичным периодом в 2017 году. «Витрина данных» – это кросс-индустриальное решение, которое может помочь и другим крупным игрокам рынка в улучшении взаимодействия с налоговыми органами».