«К примеру, на многих карьерах нередки случаи, когда количество ночных выездов самосвалов значительно уступает дневным. А водители аргументируют это плохой освещенностью маршрута и, соответственно, низкой скоростью передвижения, – рассказывает директор компании С-Телеком, интегратора системы мониторинга транспорта СКАУТ, Борис Шипило. – На деле же оказывается, что персонал просто-напросто стремится ночью поменьше поработать, получив за это как можно больше денег. Ведь водители все равно получают фиксированную оплату по итогам рабочей смены, вне зависимости от фактического объема перевезенной горной породы. И здесь на помощь приходят системы спутникового мониторинга, которые выявляют простои и предоставляют подробные данные о всех перемещениях техники».
В отдельных случаях работа водителей, напротив, оплачивается исходя именно из количества совершенных рейсов. При этом с точностью отследить реальное рабочее время персонала за смену также оказывается непросто для работодателя.
Другой важный нюанс касается поломок карьерной техники. Самосвалы и экскаваторы работают на открытых месторождениях на пике своей загрузки и в жестких эксплуатационных условиях. Перепады температур, колоссальные весовые нагрузки, проблемные дорожные покрытия в карьерах нередко приводят к выходу машин из строя. Между тем даже непродолжительный простой самосвала грузоподъемностью, скажем, 360 тонн влечет за собой серьезные материальные потери. Поэтому горнодобывающим компаниям необходимо своевременно узнавать о технических неполадках, чтобы оперативно производить ремонтные работы и избегать длительных простоев.
Для эффективного решения всех этих проблем был разработан такой телематический продукт, как отчет «Рейсы карьерных самосвалов». Он предоставит пользователю подробную информацию о количестве, продолжительности и других характеристиках совершенных карьерными самосвалами рейсов за определенный промежуток времени. Кроме того, исходя из отчета можно будет легко оценить объемы перевезенной породы. Причем пользователь сможет ознакомиться с данными по всем объектам добычи сразу и по каждому карьеру в отдельности. В частности, в отчет войдут такие сведения, как количество смен с рейсами и без них, общая и средняя длительность, маршрут и километраж выездов, время ожидания погрузок и разгрузок, продолжительность стоянок и простоев машин на холостом ходу и многое другое. Стоит отметить, что для адекватной оценки траектории движения и пройденного самосвалами расстояния в алгоритм телематического решения заложен учет высоты маршрута.
«Так, оперативная информация о сменах без рейсов и водителях, по тем или иным причинам не совершавших выезды, поможет отследить поломки техники и факты нарушения персоналом трудового распорядка, – отмечает специалист по продукту ГК «СКАУТ» Анастасия Сенина. – Эти данные позволят горнодобывающим компаниям скорректировать свои бизнес-процессы таким образом, чтобы немедленно узнавать о выходе машин из строя и, не дожидаясь начала следующей смены, производить технические осмотры и ремонтные работы. Вместе с тем решение даст возможность минимизировать время ожидания погрузки и разгрузки самосвалов. Наконец, отчеты дадут работодателю реальную картину по фактически совершенным водителями рейсам. Это поможет избежать переплат за невыполненную в действительности работу, повысить трудовую дисциплину и обеспечить наиболее эффективную загрузку карьерной техники».
Технически решение сочетает в себе мобильный терминал, который устанавливается на карьерном самосвале и служит для передачи данных, а также ПО СКАУТ-Платформа. Кроме того, транспортное средство опционально может быть оснащено датчиками нагрузки на ось и поднятия кузова, чтобы расширить перечень возможных сценариев построения отчетов.