В среду сотрудники центрального офиса "Эльдорадо" узнали из письма гендиректора компании Игоря Немченко (есть в распоряжении "Ъ"), что "структура управления (сети.— "Ъ") слишком громоздка и сложна". В частности, из-за этого рост затрат "Эльдорадо" в первом квартале 2008 года опередил рост выручки.
Сейчас, говорится в письме, на одного менеджера "Эльдорадо" приходится девять "полевых" (продающих) сотрудников, а компания намерена довести эту пропорцию до 1:12-15. "Мы сохраним всех эффективных и лояльных сотрудников,— пишет господин Немченко.— Наши российские конкуренты в этом плане вдвое эффективнее (1:18), а в международных компаниях эффективность выше в четыре раза (1:36)". В "М.Видео" вчера сообщили, что соотношение офисных работников к торговому персоналу в сети составляет 1:18 (общее количество сотрудников — около 10,5 тыс. человек), а в "Техносиле" — 1:22 (9,5 тыс. человек).
По собственным данным "Эльдорадо", общее число сотрудников сети составляет около 40 тыс. человек, то есть в штате 4 тыс. менеджеров и 36 тыс. продавцов. Таким образом, чтобы изменить их соотношение на 1:12, придется сократить минимум 1 тыс. офисных служащих. Топ-менеджер конкурирующей сети рассказал, что менеджер среднего звена в "Эльдорадо" получает $2 тыс. в месяц, а продавец — $700, значит, прямая экономия может составить около $1,3-2 млн.
Расчеты экономии господин Немченко комментировать не стал. Кадровые изменения, по его словам, это часть программы по оптимизации бизнеса "Эльдорадо". "В прошлом году 35 дочерних структур сети были переведены на головное ООО "Эльдорадо". Появилось большое количество дублирующих должностей",— утверждает он.
ГК "Эльдорадо" образована в 1994 году. Президент и основной владелец — Игорь Яковлев. Под брендом "Эльдорадо" и ЭТО работает более 1100 магазинов бытовой техники и около 475 салонов связи в России и на Украине. Компания также развивает торговую сеть "Сулпак" в Казахстане. Консолидированный оборот группы в 2007 году составил $6 млрд.
Как пояснил владелец крупного HR-агентства, сотрудничавший с "Эльдорадо", сразу после скандального дела с налогами компания начала активно избавляться от "лишних статей расходов". Московская инспекция N28 предъявила "Эльдорадо" 15 млрд руб. налоговых претензий за 2004-2005 годы, в том числе чуть больше 8,6 млрд руб. недоимки по НДС и 73 млн руб.— по налогу на прибыль, более 3 млрд руб. пеней и 3,445 млрд руб. штрафа (см. "Ъ" от 18 марта).
Спецпроект по оптимизации управленческой структуры компания начала в апреле, подтвердили в "Эльдорадо". Его возглавил бывший HR-директор сети Евгений Михеев, а на должность директора по персоналу назначили Руслана Ильясова, занимавшего аналогичные посты в ЮКОС РМ, SUN Interbrew, Альфа-банке и Alcoa. Как пояснила вчера гендиректор HR-агентства "Можайская и партнеры" Инна Можайская, "перекос" в сторону торгового персонала означает стремление компании повысить доходность основного бизнеса. По словам топ-менеджера конкурирующей сети, в рознице основные затраты — это зарплатный фонд, арендные платежи и закупки. "Проще всего сократить издержки, уволив "дорогие" кадры",— отмечает он. "В рамках оптимизации мы также сократили товарный запас на складе примерно на 15%, вероятно, уменьшим еще",— сообщил Игорь Немченко.
Он настаивает, что налоговые претензии не повлияли на платежную способность сети. По данным сайта Арбитражного суда Москвы, в период с 14 апреля по 6 июня в адрес ООО "Эльдорадо" и его дочерних структур было направлено семь исков на общую сумму более 27,6 млн руб. из-за невыполнения обязательств по договорам с поставщиками ООО "Форест Трейд", ООО "Цифровые системы", ООО "Дитрейд" и др.
Ирина Парфентьева