Владельцы сайта RuTube рассматривают сейчас несколько предложений от различных инвесторов. "Среди них есть частные лица, венчурный фонд Mangrove Capital Partners и 'Газпром-медиа',-- рассказал продюсер RuTube Аскар Туганбаев.-- Последний является наиболее вероятным покупателем". Гендиректор "Газпром-медиа" Николай Сенкевич подтвердил Ъ, что его компания интересуется ресурсом RuTube, но не стал раскрывать подробности переговоров. По данным Ъ, "Газпром-медиа" рассматривает возможность выкупа более 90% уставного капитала компании. Сделка может быть закрыта к концу этого года. Владельцы RuTube заявляют, что готовы продать ресурс за $5-10 млн.
Если сделка состоится, она станет дебютом "Газпром-медиа" на рынке интернет-проектов, где до сих пор холдинг активности не проявлял. В беседе с корреспондентом Ъ Николай Сенкевич дал понять, что "Газпром-медиа" заинтересован в приобретении и других ресурсов, но не стал конкретизировать. По информации близкого к руководству "Газпром-медиа" источника, в этом году холдинг потратит на приобретение интернет-проектов около $5 млн, а в проекте бюджета на следующий год на поглощения в рунете заложено уже порядка $100 млн.
RuTube -- российский аналог американского YouTube: он позволяет загружать файлы и делать их общедоступными для других пользователей. Ежедневно RuTube посещает около 150 тыс. уникальных пользователей, число загрузок видеоклипов достигает 20 млн в месяц. Владельцами ресурса являются его создатели Олег Волобуев и Михаил Паулкин.
ОАО "Газпром-медиа" владеет контрольными пакетами акций телеканалов НТВ, ТНТ и цифрового спутникового телевидения "НТВ-плюс", пяти радиостанций, в том числе "Эха Москвы". Ему принадлежат ИД "Семь дней", кинопроизводящая компания "НТВ-кино", кинотеатры "Октябрь" в Москве и "Кристалл-Палас" в Петербурге. Главным акционером холдинга является Газпромбанк. Согласно отчетности банка, его выручка от медиабизнеса в 2006 году составила свыше $883 млн, чистая прибыль -- $129,4 млн. По словам первого вице-премьера Дмитрия Медведева, капитализация "Газпром-медиа" достигает $7,5 млрд.
Участники рынка полагают, что "Газпром-медиа", скорее всего, будет инвестировать в большое количество перспективных интернет-проектов в расчете на то, что по-настоящему популярными станут лишь некоторые из них. "Они чувствуют, что сильно опоздали с выходом на рынок интернет-проектов,-- говорит совладелец агентства интернет-рекламы Adwatch Лев Глейзер.-- Три самых популярных ресурса рунета (это Yandex, Mail.ru и Rambler) вряд ли будут участвовать в каких-то сделках. Поэтому, скорее всего, 'Газпром-медиа' выбрал стратегию покупки большого количества перспективных ресурсов, чтобы какие-то из них, выстрелив, создали серьезный плацдарм для развития холдинга в интернете".
Эксперты отмечают, что из-за опоздания с выходом в рунет "Газпром-медиа" почти наверняка будет переплачивать за ресурсы. Сумму $5 млн за RuTube они считают сильно завышенной. "Есть принципиальная разница между RuTube и YouTube. У последнего сложилась огромная аудитория по всему миру -- в день более 100 млн просмотров видеороликов,-- считает исполнительный директор управления инвестиционно-банковской деятельности 'Тройки Диалог' Владислав Рябюк.-- На YouTube также много русскоязычного контента, поэтому преимущества RuTube неочевидны. Создание аналогичного портала с нуля обойдется не более чем в $500 тыс. За что инвесторы должны платить остальные деньги -- непонятно". "RuTube -- это ресурс интересный, но непонятно, откуда взялись $5 млн,-- сетует пресс-секретарь 'Финама' Владислав Кочетков.-- Если покупать одного пользователя по среднерыночной цене $10, то получается $1,5 млн. Ничего уникального в RuTube нет, достаточно нанять программистов на пару месяцев, и они вам сделают все то же самое".
Александр Малахов
Юлия Куликова