В 2021 году рынок связи продемонстрировал рост на 3%, чему способствовало восстановление мобильной связи после замедления в 2020 г. на фоне ситуации, связанной с Covid-19.
«Восстановление происходило благодаря росту абонентской базы, вероятно, за счёт возвращения части иностранных граждан, покинувших РФ на время карантинных ограничений, а также за счёт роста ARPU, благодаря частичному возобновлению международного туризма и, как следствие, роуминговых доходов. При этом конкурентная среда на рынке оставалась достаточно благоприятной, и заметных шагов по усилению ценовой конкуренции не предпринималось», – комментирует Дмитрий Средин, руководитель управления по работе с крупными компаниями и инвестиционно-банковских продуктов Райффайзен Банка.
Эксперты IB Strategic Advisory Team Райффайзен Банка прогнозируют рост рынка связи, но все же отмечают, что рост в телекоме сейчас не так важен, как рост маржинальности и развитие дополнительных услуг: «В 2021 г. состоялись две ключевые сделки в сегменте телекоммуникационной инфраструктуры: VEON и МегаФон продали свои дочерние башенные структуры компаниям Сервис-Телеком и Kismet Capital Group за 71 млрд руб. и 94 млрд руб. соответственно. После этих сделок можно констатировать, что рынок башенной инфраструктуры в России сформировался, и можно ожидать дальнейшей консолидации башенных активов на базе вышеупомянутых инфраструктурных операторов. Рынок, возможно, вырастет на 2-3%, но сейчас важнее способность операторов сохранять показатели по рентабельности в условиях незначительного роста», – комментирует Дмитрий Средин.
Оставшиеся крупные операторы также предпринимают шаги, связанные с управлением инфраструктурой. МТС выделила инфраструктурные сервисы в отдельное юридическое лицо (МТС Веб Сервисы), и также планирует вести отдельную работу с цифровыми активами.
В 2021 г. обновлённые стратегии представили Ростелеком и VEON. Обе компании делают ставку на развитие новых направлений бизнеса на фоне замедления динамики традиционных услуг предоставления связи по мере насыщения рынка, что, по оценкам компаний, должно привести к удвоению свободного денежного потока на горизонте 4-5 лет. Стратегия Ростелекома основывается на укреплении преимущества в тех отраслях, где компания уже имеет лидерские позиции (сегменты B2B и B2G, ЦОД, облачные услуги), в то время как VEON делает ставку на сравнительно новые для себя сегменты (финтех, медиа), конкуренция в которых уже высока, как со стороны телеком-операторов, так и со стороны интернет-компаний.