По объему продаж на российском рынке DLP в 2015 г. лидируют российские производители: InfoWatch (p1,46 млрд), Solar Security (p821 млн) и SearchInform (p703 млн). За ними следуют компании Zecurion (p652 млн), DeviceLock (p572 млн) и «МФИ Софт» (p139 млн). Зарубежные производители Forcepoint (бывший Websense), Lumension и Symantec существенно ослабили свои позиции, уступая рынок российским конкурентам, отметили в компании.
Тройка лидеров в 2014 и 2015 гг. показала уверенный рост объемов продаж. InfoWatch в 2015 г. увеличила объем продаж на 23% в рублях, а годом ранее — на 45%. Продажи идущих следом Solar Security и SearchInform в 2015 г. выросли на 37% и 29% в рублях соответственно. Zecurion, DeviceLock и «МФИ Софт» также увеличили объем продаж в рублях на 19%, 5% и 21% соответственно.
«Важным драйвером рынка стало фактическое принятие DLP-решений в качестве неотъемлемого элемента системы безопасности любой крупной российской компании. В первую очередь, это связано с тем, что российский бизнес за прошедшие годы накопил значительную интеллектуальную собственность, массивы персональных данных, клиентские базы и другие виды конфиденциальной информации, которые необходимо защищать», — пояснили в Anti-Malware.ru.
В 2014-2015 г. InfoWatch, Solar Secury (относительно доли «Инфосистем Джет») и SearchInform укрепили свои позиции на рынке. Так, InfoWatch увеличила свою долю на 6,4%. Доля рынка Solar Secury выросла относительно ее предшественницы — компании «Инфосистемы Джет» — на 2,9%. SearchInform сумела нарастить свою долю на 3,8% и выйти на третье место на рынке. «Такие результаты особенно впечатляют на фоне вялых изменений рынке в предыдущие годы», — заметили в компании.
Доли рынка Zecurion и «МФИ Софт» за два года фактически не изменились. Первая укрепила позиции на 0,7%, а доля второй фактически осталась на том же уровне, уменьшившись на 0,2%. DeviceLock оказалась единственной российской компанией, которая потеряла значительную часть рынка — ее доля за два года снизилась на 3,4%.
В свою очередь, Forcepoint (бывший Websense), Lumension и Symantec постепенно теряют свои позиции. Как показал анализ DLP-рынка в России, доля Forcepoint за два года уменьшилась более чем на половину до скромных 1,5%, доля Lumension — на 2,8%, а доля Symantec и вовсе упала на две третьих до 1%.
«Непростая экономическая ситуация, с одной стороны, привела к замедлению темпов роста российского DLP-рынка в рублях и его падению в долларовом выражении, а с другой — способствовала ускоренному импортозамещению. Лидирующие шесть позиций на рынке по итогам 2015 года занимают российские производители, чья совокупная доля рынка составляет уже более 91%, — прокомментировал итоги исследования Илья Шабанов, генеральный директор аналитического центра Anti-Malware.ru. — Среди российских компаний разворачивается жесткая конкуренция в сегменте крупного бизнеса и госсекторе, что способствует постепенному снижению цены, росту качества и функциональности отечественных DLP-систем. В то же время, проникновение в сегмент среднего бизнеса, имеющий большой потенциал, пока недостаточное, и здесь еще предстоит много работы — потенциал этого сегмента, на мой взгляд, будет только расти».
Нестабильность политической и экономической ситуации в мире рождает высокий уровень неопределенности в российской экономике. По мнению аналитиков компании, при неблагоприятном сценарии бизнес будет сильно ограничивать капитальные вложения, что повлечет за собой стагнацию и падение рынков ИТ и ИБ в целом. Этот фактор неопределенности будет оказывать сильное негативное влияние на рынок DLP.
«Ожидается, что рост российского DLP-рынка сохранится и в текущем 2016 году, но его темпы замедлятся. По нашей оценке, в 2016 году рынок должен продемонстрировать рост на уровне 13-15% в рублях, таким образом достигнув объема p5,3-5,4 млрд», — добавил Илья Шабанов.
Волатильность на валютном рынке также не способствует росту рынка. В большинстве случаев DLP-системы завязаны на дорогое оборудование, базы данных и иной вспомогательный софт и сервисы, которые необходимо покупать за валюту. Поэтому средняя стоимость проекта с падением курса рубля будет неминуемо расти даже у российских производителей. Зарубежные производители с дальнейшим ростом курса доллара США вовсе могут полностью потерять рынок сбыта в России, полагают в Anti-Malware.ru.
Третьим важным фактором влияния на рынок, по оценкам аналитиков, является импортозамещение, которое поддерживается на уровне государства, особенно в сфере ИТ и ИБ. «Импортозамещение все активнее переходит из формата лозунгов к программным действиям, что неминуемо приведет к новому переделу на DLP-рынке. Зарубежные производители, особенно из США, попадают под дополнительное давление, что постепенно приведет к их полному выдавливанию с рынка. На рынке минимум шесть достойных внимания российских DLP-систем — замена импорту найдется быстро», — считают в компании.