Познакомиться со всеми выводами, сделанными в рамках исследования, можно в аналитическом отчете: http://www.russoft.ru/tops/4003
Главный вывод исследования — российские софтверные компании, работающие на рынке B2B, стали намного больше интересоваться рынками дальнего зарубежья (или стремятся расширить продажи на этих рынках, если они там уже присутствуют).
74% респондентов находятся в процессе создания экспортных продуктов, а 65% не только указали на существование таких разработок, но и дали краткие описания разработанных решений.
Из тех компаний, продажи которых прежде ограничивались Россией и странами ближнего зарубежья, 12% планируют впервые выйти на рынки дальнего зарубежья в 2017 г. (в 2018 г. - 14%).
Не более 10-15% российских компаний разработчиков ПО пока не готовы к международной экспансии. Они либо создают решения только для отечественного рынка, либо работают за рубежом с узким кругом клиентов, расширять который не намерены.
Следовательно, 85-90% компаний рассматривают свою экспансию за рубежом как возможную стратегию развития в будущем. При этом в настоящее время на рынках дальнего зарубежья работает не более 60% софтверных компаний России, примерно половина которых разрабатывает не собственные программные продукты, а предоставляет услуги по разработке заказного программного обеспечения.
Стремление или желание ориентированных на внутренний рынок компаний осваивать дальнее зарубежье связано, прежде всего, с тем, что продажи в России не растут темпами, которые существовали до 2009 г. (в последние 2-3 года у многих они сократились не только в долларовом выражении, но и в рублевом). Скорее всего, о ежегодном росте внутреннего рынка более чем на 10% можно забыть. Высокий рост может обеспечить только экспорт.
По итогам 2016 г. оборот опрошенных компаний, которые не присутствуют на рынках дальнего зарубежья, увеличился на 8,6% (прогноз на 2017 г. — +13,5%). В то же время совокупный оборот опрошенных компаний, которые работают на рынках дальнего зарубежья, возрос на 20%, а в 2017 г. ожидается его увеличение на 19%.
Как показывают результаты ежегодного исследования «Руссофт», в предыдущие 2 кризисных года эта разница была еще больше. Например, в 2014 г. у опрошенных компаний с долей экспорта менее 10% (это те разработчики, которые ориентируют только на Россию и на ближнее зарубежье) оборот вырос на 4% в долларовом выражении, а у компаний с долей экспорта более 50% - на 25%. В 2015 г. ориентация на внутренний рынок привела даже к падению дохода компаний на 34% (если экспорт обеспечивает более половины оборота, то прирост составил 22%).
Прогнозы ведущих мировых аналитических агентств говорят о том, что в ближайшие годы на мировом рынке будут особенно востребованы наукоемкие решения, которые требуют высокого уровня физико-математической подготовки разработчиков, а это главное преимущество российских специалистов. Результаты исследования подтверждают, что российские компании разработчиков ПО специализируются прежде всего на поиске решений в самых конкурентных сегментах мирового ПО («большие данные», искусственный интеллект, компьютерное зрение, машинное обучение и т.п.). Они изначально ориентированы на глобальный рынок. Только в 60% случаев экспортно-ориентированные разработки совпадают с разработками для российского рынка, а в 40% - компании разрабатывают ПО, ориентируясь только на зарубежный рынок.
В то же время, само стремление работать на внешних рынках еще не обеспечивает там успеха. Для него потребуется преодолеть ряд барьеров. Результаты исследования говорят о том, что никаких препятствий непреодолимой силы для международной экспансии ИТ-компаний не существует. Одним из основных сдерживающих факторов является отсутствие необходимых навыков и знаний, а также и лидерских качеств у менеджеров и предпринимателей. Так считает ряд опрошенных в рамках исследования экспертов.
К другим факторам, препятствующим выходу на глобальный рынок, относятся нехватка «длинных денег» (венчурных и кредитных) для развития бизнеса, отсутствие средств на проведение НИОКР и на организацию маркетинга, а также многочисленные бюрократические препоны. Проведенное исследование позволило определить и другие проблемы, а также собрать предложения экспертов о том, как можно существенно улучшить условия для российских ИТ-экспортеров.
Одним из возможных способов преодоления препятствий в части приобретения навыков и знаний, а также создания каналов продаж, является сотрудничество с международными корпорациями. 65% опрошенных компаний уже имеют положительный опыт взаимодействия с международными ИТ-корпорациями и рассматривают их как центры экспертизы при создании новых экспортно-ориентированных решений. Они верят в имиджевый и маркетинговый эффект от сотрудничества с ними, а также в потенциал использования их каналов продаж. Только 19% респондентов не рассматривают возможность такого сотрудничества. При этом опрос показал, что сотрудничество с международными корпорациями положительно сказывается на основных показателях деятельности компаний.
Исследование позволило сделать ряд других важных выводов. Глубинные интервью с 31 экспертом, представляющим успешные компании, институты развития и инвесторов, позволяют не только дать оценки сложившейся ситуации, но и предложить основу для построения новой концепции развития российской софтверной отрасли. Один из ключевых выводов относительно государственной политики таков - в России должны быть созданы условия для компаний-разработчиков ПО не хуже, чем в других странах мира. Это особенно актуально на фоне применения антироссийских санкций, которые де-факто приводят к выдавливанию из российской юрисдикции предприятий самой конкурентоспособной индустрии. Софтверная отрасль является ключевой для развития всей российской экономики на фоне становления нового технологического уклада, а ее представители являются очень мобильными и легко меняют свою юрисдикцию. Создание условий для ее эффективного функционирования в России — общая задача государства и бизнес-сообщества.
Исследование подняло ряд важных вопросов, однозначные ответы на которые пока нельзя однозначно сформулировать. Они требуют обсуждения и дискуссий в экспертном сообществе.