Платная модель уверенно лидирует - доходы, полученные от пользовательских платежей, составили 12,9 млрд руб. (рост на 68%). Реклама принесла видеосервисам 4,2 млрд руб. (рост на 13%).
По итогам года доля выручки от пользовательских платежей в общем объеме рынка выросла еще на 6 п.п. и составила 75%.
Быстрее других способов монетизации росла выручка, полученная от подписки (рост на 88%), ее доля в структуре пользовательских платежей увеличилась с 62% до 79%.
Можно утверждать, что подписная модель в прошедшем году стала основной – на нее впервые пришлось более половины всего рынка онлайн-кинотеатров (59%).
В структуре доходов, полученных по платной модели, доля EST (покупка) превысила долю TVoD (аренда). Это связано с тем, что наибольшим спросом у аудитории пользуются новинки кинопроката, распространяемые обычно по модели EST.
По итогам 2019 года первые две позиции сохранились за онлайн-кинотеатрами ivi и Okko. Выручка ivi увеличилась на 46%: сервис много внимания уделял эксклюзивному контенту и кинопремьерам, проводил федеральные рекламные компании.
Okko укрепил рыночные позиции, показав самый высокий из ТОП-5 рост - на 96%. Значительную поддержку видеосервису оказал новый совладелец Rambler Group - Сбербанк, продвигавший подписку на Okko по своей многомиллионной клиентской базе.
Третье место по итогам года занял видеосервис Megogo, проводивший в 2019 большую работу по всем направлениям – контент, реклама, техническое совершенствование сервиса.
В ближайшие год-два можно ожидать появления в числе крупнейших новых игроков – так, сервисы Premier и Start быстро набирают аудиторию, привлекая ее эксклюзивным контентом.
Аудитория
По оценкам «ТМТ Консалтинг», общая аудитория ОТТ-видеосервисов по итогам 2019 года выросла на 10% до 54 млн. При этом платящая аудитория выросла на 48% – к концу года она составляла около 5,6 млн пользователей. Рост платящей аудитории связан, в первую очередь, с активным развитием подписки: видеосервисы привлекают пользователей эксклюзивным контентом, в том числе собственного производства (например, Start и Premier); невысокими ценами; возможностью бесплатного тестирования сервиса
Прогноз
По прогнозам «ТМТ Консалтинг», в 2020 году рынок онлайн-кинотеатров вырастет на 40% и составит около 24 млрд руб.
К 2024 году его объем превысит 53 млрд руб., на доходы, полученные по платной модели, будет приходиться 89% выручки.
Средние темпы роста рынка (CAGR) в ближайшие 5 лет составят 26%.
Рынок онлайн-кинотеатров, 2020-2024 П
Основными трендами в ближайшие годы останутся: