Российский рынок телекоммуникаций 2022-2027

Аналитическое агентство «ТМТ Консалтинг» подготовило отчет «Российский рынок телекоммуникаций 2022-2027». Предлагаем Вашему вниманию предварительные итоги развития отрасли связи в 2022 году.

По предварительным данным «ТМТ Консалтинг», объем рынка телекоммуникаций в 2022 году превысил 1,8 трлн руб. Рост рынка составил 1,5%, это один из самых низких показателей за последние годы, ниже динамика была в 2020 году. Традиционно ключевым драйвером роста является рынок мобильной связи, формирующий 59% выручки отрасли. В то же время продолжилось снижение динамики в других в таких значимых сегментах, как фиксированный широкополосный доступ в интернет и платное ТВ: темпы прироста абонбазы обоих рынков были незначительны, а рост тарифов был существенно нивелирован дальнейшим распространением пакетных предложений.



По итогам 2022 года число абонентов (активных SIM-карт) мобильной связи в России снизилось, по предварительным данным, на 0,9% до 256 млн, приблизившись к уровню 2019 года (260 млн). Проникновение составило 175%. В абсолютном выражении абонентская база сократилась на 2 млн. Это не первый случай снижения — ранее это происходило в 2018 и 2020 годах. Операторы сменили приоритеты с набора новых клиентов на повышение лояльности и среднего чека с существующих клиентов, также снижение было обусловлено списанием части абонентов в связи с исполнением 533-ФЗ.

Доходы от мобильной связи в 2022 году выросли на 3,5% против 5,0% в предыдущем году. Главным фактором роста стало повышение тарифов и рост потребления дополнительных услуг, что обеспечило увеличение выручки как в В2С, так и в В2В сегменте.

Проникновение широкополосного доступа в интернет в 2022 году составило 62%. Абонентская база приросла на 0,3%, доходы – на 0,5%. В B2C-сегменте небольшой рост сохранился за счет ввода нового жилья и охвата частного сектора в пригородах крупных городов. В сегменте В2В на объеме рынка негативно сказалось завершение третьего этапа госпроекта по подключению СЗО.

Рост рынка платного ТВ почти остановился: число пользователей выросло только в первом квартале, затем, под влиянием санкций (что выразилось в уходе с российского рынка многих зарубежных телеканалов, блокировке иностранных спутников, проблемах с поставками телеком оборудования) абонентская база сокращалась, достигнув показателя конца 2021 года.

Доходы выросли на 0,7%, средний счет на абонента (ARPU) по сравнению с 2021 годом увеличился на 1 рубль до 193 рублей. Рост среднего счета был связан в первую очередь с повышением тарифов: многие операторы повысили стоимость услуги, причем сделано это было в основном во второй половине года. Росту ARPU способствовало также развитие всеми крупными игроками услуги VoD (видео-по-запросу) за счет собственных и партнерских онлайн-кинотеатров. С другой стороны, отрицательное влияние на рынок оказали, помимо пакетных предложений, проводимые спутниковыми операторами акции и новые экономичные тарифы.

Объем рынка фиксированной телефонной связи по итогам 2022 года сократился на 8,5% и составил 80,2 млрд руб. Число абонентов (ОТА) снизилось по сравнению с 2021 годом на 7,9% до 18,1 млн. Доходы в сегменте В2С традиционно падают ускоренными темпами, проникновение услуги снизилось за год на 3 п.п. до 22%.

В 2023 году «ТМТ Консалтинг» ожидает сохранения роста на уровне, близком к динамике 2022 года. Сохранится влияние негативных факторов – потеря части абонентов вследствие выполнения требований 533-ФЗ и релокации за рубеж части экономически активного населения и бизнеса. Также возможно снижения спроса со стороны российского бизнеса при ухудшении макроэкономической ситуации. Возможности прироста за счет новых клиентов в крупнейших сегментах рынка при этом исчерпаны.

Ключевым фактором роста выручки от услуг связи в этих условиях остается тарифная политика операторов. На динамике 2023 года положительно скажется повышение тарифов, проводившееся в течение 2022 года как в В2С, так и в В2В сегменте, также можно ожидать пересмотра тарифов по отдельным услугам и в 2023 году. Продолжится также процесс замены актуальных тарифов новыми более дорогими тарифами с большим объемом включенного трафика и дополнительными услугами, такими как ОТТ видео.

В последующие годы вероятно сохранение рынком динамики доходов от услуг связи на уровне 2% в год. Основной рост операторам связи будут обеспечивать нетелекоммуникационные продукты на рынках ИТ и медиа. При этом услуги связи в обозримом будущем по-прежнему будут оставаться основой их бизнеса.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: сотовая связь, исследование рынка, TMT Консалтинг