Компания запускает серию новых программ профессиональной переподготовки уровня MBA «Цифровое лидерство» по направлению CDTO – Chief Digital Transformation Officer.
По всему миру организации все больше заинтересованы в позиции Chief Digital (Transformation) Officer, к такому выводу пришли аналитики Gartner. Около 38% ведущих компаний, работающих в странах Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA), открыли должность главного цифрового директора в своей организационной структуре. Второе место в списке занимает Северная Америка, где примерно 23% ведущих организаций назначили CDO.
В России, по сообщениям TAdviser со ссылкой на исследование KMDA 2018 года, в 18% компаний уже есть должность CDO/CDTO. Еще 28% респондентов отметили готовность к вводу такой позиции. 35% из опрошенных компаний имеют готовую стратегию цифровой трансформации и внедряют ее, и более 26% компаний собираются разрабатывать. Всего в ходе исследования были опрошены представители 300 компаний из 15 отраслей.
- Создавая должность директора по цифровым технологиям, организации по сути решают перейти на новую бизнес-модель, — отмечает Игорь Морозов, к.э.н., ректор Академии АйТи. — Соответственно рынок нуждается в управленцах нового поколения, которые могут выступать в роли «переводчиков» между потребностями бизнеса и поставщиками цифровых решений, в роли новаторов, со знаниями бизнес-моделей, построенных на цифровых технологиях. CDTO отвечает за работу бизнеса в условиях цифровой экономики. В зону его ответственности попадают разработка и реализация стратегии цифровой трансформации, данные и механизмы работы с ними, обучение сотрудников, накопление компетенций, создание системы управления знаниями, «оцифровка» продуктов и услуг, изменение бизнес-процессов. Именно такие идеи и темы заложены в основу наших новых программ уровня MBA, которые будут отвечать самым высоким требованиям рынка к менеджерам высшего звена.
Серия программ «Цифровое лидерство» будет направлена на собственников бизнеса, руководителей, для формирования современных ИТ-компетенций. И отдельно — на ИТ-руководителей, с целью формирования современных менеджерских навыков. Для разработки и реализации программ Академия АйТи сотрудничает с научными и образовательными учреждениями, экспертами в области цифровой трансформации, работы с данными, проектного менеджмента, представителями ведущих компаний и организаций, представителями государственных органов власти, запустивших процесс цифровой трансформации. Проект реализуется в партнерстве с АНО ДПО «Высшая школа бизнеса «Универсальные технологии управления». Соглашение о сотрудничестве предусматривает объединения профессиональных знаний, навыков и умений, совместных мероприятий в области развития образовательных программ серии «Цифровое лидерство». Академия АйТи планирует вывести программы во флагманское направление с лидирующими позициями на рынке. Старт пилотной группы запланирован на ноябрь 2019 года.
Итоги 2018/19 учебного года в корпоративном обучении
Ключевые направления и Заказчики
В минувшем учебном году Академия АйТи выполнила более 2000 образовательных проектов различных масштабов, с заказами на разработку EDTech решений: электронных курсов, порталов дистанционного обучения, мобильных приложений для адаптации персонала, программ по повышению квалификации и профессиональной переподготовки персонала коммерческих компаний и предприятий, государственных заказчиков. Распределение долей клиентов осталось неизменным по сравнению с прошлыми периодами и составило: 52% крупных коммерческих компаний, 43% - организаций госсектора.
В сегменте EDTech разработок Академия АйТи внедряла комплексные портальные решения для дистанционного обучения, разрабатывала электронные библиотеки курсов, и оказывала техническую поддержку для таких заказчиков, как: ОАО «РЖД», Центральный Банк РФ, ПАО Транснефть, ПАО Башнефть, Магнитогорский металлургический комбинат и других.
Информационные технологии стали неотъемлемой частью множества отраслей и открыли новые кадровые профили, такие как: аналитики, инженеры по автоматизации, программисты и т.п. Академия АйТи все больше обучает аналитиков, которые могут работать с большими данными. Отмечается повышенный спрос на курсы по машинному обучению, базам данных, языкам разработки. По аналогу прошлого здесь было востребовано обучение импортозамещающим технологиям российских компаний. Курсы по продуктам отечественных и международных компаний проходил персонал таких коммерческих заказчиков, как: Норникель, Сбербанк, ООО Газпром трансгаз, Газпром корпоративный институт и других. В число ключевых государственных и бюджетных заказчиков Академии АйТи вошли: Федеральная таможенная служба, Пенсионный Фонд России, ГБУ города Москвы Информационный город, ЦБ РФ Банк России, Департамент информатизации и связи Свердловской области, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и другие.
В эволюции цифрового ландшафта заказчики развивают компетенции кадров с управленческой квалификацией, которые могут выступать в роли «переводчиков» между потребностями бизнеса и поставщиками цифровых решений. В минувшем учебном году зафиксирован стабильный спрос на обучение проектному менеджменту, подготовку и сертификацию на PMP (Project Management Professional), а также ИТ-менеджменту. К примеру, курсам по библиотеке инфраструктуры информационных технологий ITIL и авторской программе повышения квалификации «Современный ИТ-директор».
На протяжении ряда лет Академия АйТи отвечает на повышенный интерес заказчиков к обучению информационной безопасности, так как количество киберугроз и уровень рисков растет экспоненциально с каждым годом. Особенное внимание обучению кибербезопасности уделяют заказчики из банковской отрасли. В то же время, в отраслях, не относящихся непосредственно к ИТ значимость информационной безопасности сегодня ещё недооценена. По оценкам Академии АйТи только около 40% рынка включает кибербезопасность в реестр главных корпоративных рисков. Однако, основами безопасности должен владеть каждый специалист «будущего», начиная с рядовых сотрудников. Поэтому для массового обучения персонала организаций Академия АйТи выпустила современный электронный курс «Основы информационной безопасности для пользователей. Базовый уровень», с тестированием, симуляциями и геймификацией. Курс выполнен в формате SCORM-пакета, это говорит о его удобстве для универсальной установки в корпоративные системы дистанционного обучения. Сразу на старте курса передовыми в заказе стали компании нефтегазовой отрасли, спустя несколько месяцев спрос на поставку растет в разных отраслях.
Вендоры и партнеры
Отвечая тенденциям рынка Академия АйТи вновь успешно подтвердила аккредитацию Института проектного управления Project Management Institute, PMI® с продлением статуса Global Provider Enrollment Level. Статус подтверждает право проводить авторизованные курсы по проектному менеджменту. Институт управления проектами (PMI) — это профессиональная ассоциация, которая является признанным мировым лидером в области управления проектами и отвечает за стандарты, обучение и профессиональную сертификацию менеджеров.
Каталог программ Академии АйТи по импортозамещающим продуктам дополнили курсы по (ОС) Astra Linux. Компания подписала соглашение о партнерстве с «НПО РусБИТех» — разработчиком отечественных информационных систем и программных средств. Astra Linux — единственная отечественная операционная система, сертифицированная ФСБ, Минобороны и ФСТЭК России, позволяющая обрабатывать информацию ограниченного доступа вплоть до степени секретности «Совершенно секретно» в автоматизированных системах министерств, ведомств и компаний с повышенными требованиями к информационной безопасности. OC Astra Linux включена в Единый реестр российского ПО Минкомсвязи России. На платформе Astra Linux развернуты и функционируют десятки информационных систем — как в государственных, так и в коммерческих структурах. К примеру, ОС Astra Linux внедрена и успешно используется на предприятиях «Ростеха», «Росатома», «Роскосмоса» и многих других государственных корпорациях. Потребность в сертифицированных специалистах по операционной системе специального назначения заметно растет. В скором времени знание Astra Linux может стать некоторым конкурентным преимуществом для кандидатов при трудоустройстве в государственные учреждения и крупные организации с высоким вниманием к информационной безопасности.
Соглашение о сотрудничестве заключено и Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики». Согласно документу, стороны объединят усилия в научной и образовательной сферах в области информационного моделирования в строительстве — BIM-технологиях. В рамках партнерства планируется проводить научные исследования технологических трендов и передовых компетенций, связанных с информационным моделированием в строительстве. Разрабатывать и развивать совместные образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Подтверждены многолетние статусы авторизованного учебного центра Miscrosoft, Cisco, Autodesk, Postgres Professional, Код безопасности, КРИПТО-Про, Алладин Р.Д. и других вендоров.
Тренды в новом 2019/20 учебном году
Тенденции в EdTech
Традиционные методы обучения, какими мы их знаем, уходят в прошлое. Они становятся все более оцифрованными и технологически инновационными. Мировая EdTech индустрия образовательных технологий по прогнозам европейских экспертов к 2020 году увеличится на 17% и достигнет оборота 252 миллиарда долларов.
Российские компании активно развивают дистанционное обучение, разрабатывают e-learning контент как самостоятельно, так и с привлечением экспертных образовательных организаций. В качестве EdTech партнера Академия АйТи наблюдает развитие иммерсивного обучения. Этот термин относится к программам в подходе которых используется эффект присутствия, погружения и симуляции реальных процессов – дополненная и виртуальная реальности AR/VR.
— Immersive Learning — это термин относится к программам в подходе которых используется эффект присутствия, погружения и симуляции реальных процессов, — рассказывает Игорь Морозов, к.э.н., ректор Академии АйТи. — Все, кто занимаются корпоративным обучением, хорошо знают, что классические видео курсы сами по себе уже никого не учат. Потому как для качественного обучения современному человеку недостаточно слушать и смотреть. И не у всех хватает мотивации. Людей надо включать, вовлекать, развлекать, давать обратную связь. Многие хорошо представляют, что единственный способ действительно чему-то научиться — это сделать. Согласно Кривой забывания или кривой Эббингауза: мы забываем почти все, что узнаем очень быстро, если не используем это. Форма «практики реального мира», создает мышечную память и помогает нам сохранить то, что мы изучили. Поэтому если мы через иммерсивные технологии имеем возможность качественно тренироваться и практиковаться, то следует рассматривать технологии VR/AR как новую парадигму корпоративного обучения.
Технологии смешанной реальности выведут корпоративное обучение на новый уровень. В Академии АйТи подчеркивают возможности, которые уже сейчас внедряются в практику и будут набирать обороты и развиваться.
Виртуальные среды. Смоделированные среды, имитирующие реальный мир, например, такие как учебный класс, или же производственный цех, где слушатели смогут взаимодействовать с виртуальными (на основе искусственного интеллекта) или онлайн преподавателями в режиме реального времени.
Также это могут быть виртуальные пространства для встреч территориально удаленных сотрудников в одной среде, через использование гарнитур, где они смогут «вживую» общаться в режиме реального времени, взаимодействовать с дополненными 3D-объектами.
Аналитика и персонализированные пути обучения. По мере развития технологий решения для образования будут включать более детальную аналитику и оценку эффективности обучения. Например, датчики смогут определять уровень эмоционального состояния, вовлеченности, и определять более индивидуальный образовательный контент.
Уже сейчас доступен персонализированный путь в VR-обучении, по принципу компьютерных игр, где обучающийся, взаимодействуя с онлайн ресурсами, может идти разными путями, основываясь на текущих знаниях и целях. Это метод идеально подходит для обучающих сценариев, которые включают пути принятия решений.
Программное обеспечение может записывать ход обучения и отслеживать результаты. По завершению иммерсивного курса есть возможность просмотреть воспроизведение и увидеть, где были ошибки и определить свои сильные стороны. Люди могут немедленно учиться на своих ошибках в виртуальной среде, а не на реальном оборудовании, что исключает риски поломок, технических и финансовых потерь.
Продолжит развитие и классическое интерактивное электронное обучение в части вовлекающего педагогического дизайна, аналитики и индивидуальных карт обучения и работать там, где нужны более экономичные и простые образовательные модели.
Тенденции в дополнительном профессиональном образовании
Информационная безопасность для всех. Число организаций, которые подвергаются кибернападениям, растёт регулярно. Эксперты Академии АйТи отмечают, как правило, именно рядовые сотрудники плохо осведомлены в области защиты информации и становятся источниками получения конфиденциальных данных для злоумышленников. И уже не один год, в аналитических отчетах, рассматривающих причины утечек конфиденциальной информации, в качестве виновника, более чем в 50% случаев, фигурирует внутренний нарушитель, то есть – сотрудник организации.
Практика показывает, защита информации не может быть эффективной, основываясь только на формальных технических или организационных решениях. Отсутствие необходимых знаний, непонимание, неумение или нежелание выполнять правила, регламенты – вот только малая часть проблем, которые присутствуют практически в каждой компании. Именно поэтому все без исключения сотрудники компании должны повышать осведомленность в вопросах информационной безопасности. Только подготовленный, знающий правила поведения в различных ситуациях, понимающий необходимость их выполнения персонал, способен обеспечивать безопасность информационных активов компании. Соответственно прогнозируется рост корпоративного спроса на программы повышения осведомленности об информационной безопасности, которые будут вовлекать сотрудников и мотивировать использовать полученные знания в повседневной работе.
Проектный менеджмент. Эти знания сейчас важны практически любому специалисту, задействованному в проектах. Кроме того, внедрение проектного менеджмента в органах власти по всей стране требует повышения квалификации кадров. Применение нового более современного вида управленческой деятельности способно дать заметный экономический эффект в виде улучшения качества и оперативности работ, повышения инвестиционной привлекательности регионов, повышения открытости органов власти, формирования благоприятной административной среды.
Переобучение и повышение квалификации населения в возрасте 45+. Последствия демографического кризиса 90-х годов уже очевидны в кадровом потенциале страны. В активном трудоспособном возрасте сейчас находится молодое поколение, рожденное в демографической «яме», – самое малочисленное за послевоенный период. Уже отмечается дефицит молодых кадров в возрасте 23-30 лет, далее рынок ждет все более взрослеющее поколение. По прогнозам Института научно-общественной экспертизы (ИНОЭ) Россию ожидает серьезное сокращение населения трудоспособного возраста – к 2020 году на 7–8 млн человек, а к 2050 году – более чем на 26 млн человек. Возрастная структура экономически активного населения сильно повзрослеет, что требует нового подхода и комплекса системы непрерывного образования, направленной на переобучение и переквалификацию.
Академия АйТи, как EdTech разработчик и инициатор множества образовательных инициатив видит развитие обучения взрослого населения в удобных технологиях для обучения, а также в востребованных направлениях. Известно, что рынок остро испытывает нехватку кадров по информационной безопасности. Практически все компании, в том числе и государственные переходят на проектное управление и нуждаются в соответствующих обученных управленцах. Финансисты, бухгалтеры, менеджеры и многие другие эксперты, работающие с данными и отчетами, могут карьерно расти до аналитиков и нуждаются в знаниях по анализу и визуализации данных. Именно на эти ниши потребности рынка Академия АйТи обращает внимание в части развития программ обучения людей предпенсионного возраста. Новая цифровая экономика нуждается в высококлассных специалистах. В Академии АйТи убеждены, что у граждан возраста 45+ есть весомый потенциал, и важно его развивать в соответствии с реалиями и кадровыми потребностями рынка.