В анонимном опросе приняли участие 2500 респондентов – учащиеся онлайн-школы Skysmart и участники проектов Кружкового движения НТИ. Больше всего среди них оказалось учеников 9 класса (17%), меньше всего – учеников начальной школы (1%) и пятиклассников (10%). Остальные классы представлены среди участников опроса почти в равной степени (от 12 до 16% на каждый класс).
По результатам исследования каждый пятый школьник (21%) хотел бы связать свою жизнь со сферой IT. Еще 13% опрошенных интересуются сферой искусства. Медицина привлекает 11% респондентов. Почти каждый десятый школьник хотел бы попробовать себя в сфере технологии и промышленности, а 8% опрошенных планируют заняться наукой.
Большинство школьников (55%) назвали самой важной компетенцией, без которой невозможно будет работать по профессии – умение работать с людьми. На втором месте (по 51% каждый из ответов) – системное мышление и работа в режиме высокой неопределенности с быстрой сменой задач. Каждый второй респондент отметил, что критически важно уметь управлять проектами и процессами. По 48% голосов набрали такие soft skills, как критическое мышление и умение работать в команде. 37% опрошенных считают, что в выбранной сфере невозможно будет работать без клиентоориентированности.
Не критически важными, но все-таки необходимым, 37% респондентов назвали навык межотраслевой коммуникации. 35% респондентов уверены, что для успешной работы необходимо знать несколько языков и понимать особенности разных культур.
Относительно hard skills мнения школьников разделились. Критически важной или необходимой компетенцией будущего 64% школьников назвали умение работать с данными. Более половины опрошенных (55%) назвали такой компетенцией программирование. Также почти половина опрошенных (49%) считает, что в их будущей работе важно уметь работать с искусственным интеллектом.
Оценивая, насколько школьная программа помогает формировать навыки и компетенции будущего, большинство школьников считают, что в школе их не научат работе с искусственным интеллектом, клиентоориентированности и управлению сложными инженерными проектами. Треть опрошенных школьников уверены, что не смогут научиться в школе системному и критическому мышлению, программированию и работе с данными. Каждый четвертый участник опроса считает, что школа не научит самым важным soft skills из предыдущего вопроса, а именно – мультикультурности и умению работать с людьми.
Чтобы овладеть компетенциям будущего, в школе, согласно ответам респондентов, больше всего не хватает живого общения с профессионалами из различных отраслей (70%). Дефицит практических и интерактивных занятий отметили 62% опрошенных. 60% респондентов указали на то, что в школе нужно активнее вводить новые предметы, обучать цифровой грамотности, программированию и т.д.
Дмитрий Земцов, лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение»:
«Современные школьники отдают приоритет таким формам занятости, в которых командная работа, открытость и новизна задач преобладают над рутинностью и жестким распределении функций. Можно предположить, что за такой оценкой наиболее востребованных компетенций стоит определенный образ жизни, где команды решают творческие задачи, а участники команды занимаются постоянным самосовершенствованием и развитием. В то же время, школьники достаточно определенно фиксируют нехватку современного содержания в общеобразовательных программах. Да, сегодня эту задачу отчасти решают различные форматы дополнительного образования – кружки, онлайн-курсы, научно-технологические конкурсы и соревнования, проектные школы, образовательные интенсивы, хакатоны и другие, где школьники могут учиться у лучших, общаться с единомышленниками и экспертами из разных сфер, создавать свои команды и вместе решать реальные задачи. Стоит признать, что у современных школьников, а также их родителей, формируется четкий, осознанный запрос на получение качественного образования и компетенций будущего, и школе, чтобы сохранять свою роль в процессе становления молодого человека, придется на этот запрос отвечать».
Михаил Митин, директор по развитию онлайн-школы Skysmart:
«Большинство современных проблем – проблемы гуманитарные, соответственно, для их решения важно уметь эффективно взаимодействовать с другими людьми. Этот важный soft skills можно тренировать на каждом уроке, но, к сожалению, большая часть учебных занятий в школе имеет лекционный формат, а групповая работа, дискуссии или решение кейсов происходят достаточно редко. Поэтому для освоения необходимых компетенций школьники посещают кружки и секции в организациях дополнительного образования.
Похожая ситуация складывается и с hard skills. В учебном плане чаще появляются новые теоретические предметы или увеличивается количество отведенных на них часов, а вот практические занятия, позволяющие сформировать определенный навык и отработать его в реальных условиях, проходят редко. Причиной тому является недостаточная конвергентность образовательных программ, а также отсутствие необходимого оборудования в школе и специалистов, которые способны этим навыкам обучить».