Показательно, что многие баннеры и ролики размещаются непосредственно в аэропортах в расчете на невнимательность граждан, занятых багажом, регистрацией и снятием стресса перед полетом.
«Общественная потребительская инициатива» провела собственное расследование и выяснила основные уловки операторов.
«МегаФон», предлагая безлимитные мессенджеры в роуминге за 99₽ в сутки, скрывает от пользователей, что при выходе в интернет любого другого сервиса, из множества установленных на смартфоне и работающих в фоновом режиме (погода, почта, синхронизации и пр.), оператор автоматически подключит абоненту еще одну платную опцию – «10 МБ на другие сервисы за 99₽», способную списать со счета несколько сотен рублей в сутки.
Показанные в рекламном ролике видеочаты с друзьями и предложение обмениваться «видосами» – тоже лукавство. Ведь так называемые «безлимитные» мессенджеры ограничены вполне конкретным лимитом 100 МБ в сутки, после чего скорость урезается до 64 КБит/с. Совершать видеозвонки и обмениваться роликами на такой скорости практически невозможно. Однако данное существенное ограничение осталось за кадром.
Заявленный «безлимитный интернет в роуминге» от «Билайн» за 350₽ в день также имеет определенное ограничение. После расходования 100 МБ в сутки, скорость лимитируется до 128 КБит/с, пригодных для очень ограниченного круга задач. Кроме того, расчет трафика в день определяется по времени домашней сети, а не по времени страны пребывания. Поэтому пользователю придется учитывать и это условие.
«МТС», в свою очередь, предлагает подключать «Забугорище» и звонить и пользоваться интернетом за границей, как дома. Однако за возможность пользоваться привычным тарифом в роуминге придется дополнительно заплатить от 290₽ в сутки. И пользователь все равно не избежит урезания скорости соединения или полного отключения интернета по достижении определенного порога трафика (в некоторых странах это может быть 30, 5 или даже 1 МБ). Количество доступных в роуминге минут также в несколько раз меньше по сравнению с домашним регионом, но все эти оговорки отсутствуют в рекламе.
Напомним, что в основе рейтинга недобросовестности – анализ допускаемых операторами нарушений, связанных с обманом потребителей, введением их в заблуждение, предоставлением неверных или неполных сведений об услугах и товарах. Исследование проводится в отношении крупнейших федеральных операторов мобильной связи – «МТС», «ВымпелКом» («Билайн»), «МегаФон», «Tele2», «Yota». Результаты представлены в таблице.
Рейтинг является открытым, постоянно обновляется и дополняется. ОПИ продолжает работу по его наполнению и включает в него как материалы ФАС и ее территориальных органов, так и результаты собственных исследований.
Основная задача, которую преследует ОПИ – научить потребителей разбираться в недобросовестных уловках операторов, уберечь их от обмана, предупредить непредвиденные траты.