Аналитики проверяли, хранят ли приложения имена. фамилии, электронные адреса и номера мобильных телефонов, данные о семейном положении, образовании и работе, других параметрах, а также какую информацию о телефоне пользователей они собирают: от местоположения и доступа к контактам до модели сотового, данных о мобильной сети и Wi-Fi, а также рекламного ID. Всего 30 различных параметров в рейтинге были приняты за 100% данных, и исходя из этого эксперты оценили, какую долю данных собирает каждое приложение в отдельности.
Топ-20 российских мобильных приложений по доле собираемых данных
№ |
Название приложения |
Доля собираемых данных, % |
1 |
Вконтакте |
83,3% |
2 |
Госуслуги |
63,3% |
3 |
Одноклассники |
63,3% |
4 |
|
56,7% |
5 |
Тинькофф |
56,7% |
6 |
Сбербанк.Онлайн |
56,7% |
7 |
Ozon |
46,7% |
8 |
Мегафон |
43,3% |
9 |
Qiwi Wallet |
43,3% |
10 |
HeadHunter |
43,3% |
11 |
Tiktok |
40% |
12 |
Likee |
40% |
13 |
Wildberries |
40% |
14 |
Aliexpress |
40% |
15 |
Юла |
40% |
16 |
Uber |
40% |
17 |
ЯндексМаркет (Беру) |
40% |
18 |
|
40% |
19 |
Sunlight |
40% |
20 |
|
36,7% |
В первую двадцатку вошли кроме социальных сетей также популярные банковские приложения, например, “Тинькофф” и “Сбербанк Онлайн”, приложение мобильного оператора “МегаФон”, а также большое количество крупнейших интернет-магазинов, от Ozon и Wildberries до Aliexpress и Sunlight. Отдельно стоит отметить сервис вызова такси Uber, а также платформу для поиска вакансий HeadHunter.
Показательно попадание в ранкинг мобильного приложения “Госуслуги”, которое знает про вас все: от семейного положения и имен ближайших родственников до текущего места работы и банковских реквизитов. Напомним, что еще два года назад мобильным доступом к “Госуслугам” пользовались около миллиона жителей страны ежедневно.
Что касается лидера рейтинга, социальной сети “Вконтакте” (принадлежит Mail.ru Group), по данным Mediascope, 33% россиян старше 12 лет ежедневно посещали VK на десктопах и мобильных устройствах в сентябре 2020, а месячный охват составил 59%. На мобильных устройствах – в мобильном вебе и приложениях – «ВКонтакте» хотя бы раз в месяц посещали 60,8 млн человек или 50% населения страны старше 12 лет». При этом “Вконтакте” знает о своих посетителях буквально все: в качестве белых пятен остались разве что рост и вес, а также серийный номер телефона.
“То, что приложения собирают данные о пользователях, не секрет: когда мы устанавливаем программу на смартфон, то принимаем условия политики конфиденциальности и даем приложению разрешения на доступ к устройству. А вот как хранятся эти данные и насколько все это безопасно - отдельный вопрос. Крупный бизнес обменивается обезличенными большими данными о пользователях, чтобы анализировать поведенческие паттерны. Когда смотришь случайный ролик на YouTube, а через секунду видишь рекламу этого товара, например, в своем Instagram или Facebook, иногда становится не по себе”, - комментирует генеральный директор ИАА TelecomDaily Денис Кусков.
Если заглянуть в конец ранкинга, ближе к “хвосту” популярной сотни, то окажется, что самыми безобидными являются мобильные игры: чтобы пользоваться некоторыми из них, не нужно даже регистрироваться и указывать свое имя. Из популярных сервисов среди них оказались “ЯндексGo” и Shazam.