TelecomDaily назвал топ-20 приложений, которые знают о нас больше всех

ИАА TelecomDaily провело исследование самых популярных российских мобильных приложений для Android и iOS и выяснили, какие из них содержат больше всего данных о пользователях. На основании полученных данных был составлен топ-20. В первую тройку вошли “Вконтакте”, “Госуслуги” и “Одноклассники”.

Аналитики проверяли, хранят ли приложения имена. фамилии, электронные адреса и номера мобильных телефонов, данные о семейном положении, образовании и работе, других параметрах, а также какую информацию о телефоне пользователей они собирают: от местоположения и доступа к контактам до модели сотового, данных о мобильной сети и Wi-Fi, а также рекламного ID. Всего 30 различных параметров в рейтинге были приняты за 100% данных, и исходя из этого эксперты оценили, какую долю данных собирает каждое приложение в отдельности.

Топ-20 российских мобильных приложений по доле собираемых данных

Название приложения

Доля собираемых данных, %

1

Вконтакте

83,3%

2

Госуслуги

63,3%

3

Одноклассники

63,3%

4

Facebook

56,7%

5

Тинькофф

56,7%

6

Сбербанк.Онлайн

56,7%

7

Ozon

46,7%

8

Мегафон

43,3%

9

Qiwi Wallet

43,3%

10

HeadHunter

43,3%

11

Tiktok

40%

12

Likee

40%

13

Wildberries

40%

14

Aliexpress

40%

15

Юла

40%

16

Uber

40%

17

ЯндексМаркет (Беру)

40%

18

Pinterest

40%

19

Sunlight

40%

20

Instagram

36,7%



В первую двадцатку вошли кроме социальных сетей также популярные банковские приложения, например, “Тинькофф” и “Сбербанк Онлайн”, приложение мобильного оператора “МегаФон”, а также большое количество крупнейших интернет-магазинов, от Ozon и Wildberries до Aliexpress и Sunlight. Отдельно стоит отметить сервис вызова такси Uber, а также платформу для поиска вакансий HeadHunter.
 
Показательно попадание в ранкинг мобильного приложения “Госуслуги”, которое знает про вас все: от семейного положения и имен ближайших родственников до текущего места работы и банковских реквизитов. Напомним, что еще два года назад мобильным доступом к “Госуслугам” пользовались около миллиона жителей страны ежедневно.
 
Что касается лидера рейтинга, социальной сети “Вконтакте” (принадлежит Mail.ru Group), по данным Mediascope, 33% россиян старше 12 лет ежедневно посещали VK на десктопах и мобильных устройствах в сентябре 2020, а месячный охват составил 59%. На мобильных устройствах – в мобильном вебе и приложениях – «ВКонтакте» хотя бы раз в месяц посещали 60,8 млн человек или 50% населения страны старше 12 лет». При этом “Вконтакте” знает о своих посетителях буквально все: в качестве белых пятен остались разве что рост и вес, а также серийный номер телефона.
 
“То, что приложения собирают данные о пользователях, не секрет: когда мы устанавливаем программу на смартфон, то принимаем условия политики конфиденциальности и даем приложению разрешения на доступ к устройству. А вот как хранятся эти данные и насколько все это безопасно - отдельный вопрос. Крупный бизнес обменивается обезличенными большими данными о пользователях, чтобы анализировать поведенческие паттерны. Когда смотришь случайный ролик на YouTube, а через секунду видишь рекламу этого товара, например, в своем Instagram или Facebook, иногда становится не по себе”, - комментирует генеральный директор ИАА TelecomDaily Денис Кусков.
 
Если заглянуть в конец ранкинга, ближе к “хвосту” популярной сотни, то окажется, что самыми безобидными являются мобильные игры: чтобы пользоваться некоторыми из них, не нужно даже регистрироваться и указывать свое имя. Из популярных сервисов среди них оказались “ЯндексGo” и Shazam.
 

Тематики: ПО, Web, Безопасность

Ключевые слова: информационная безопасность, исследование рынка, мобильные приложения