В рамках CSF 2018 эксперты презентовали тренды в области кибербезопасности по итогам 2017 года.
«Тема киберпреступлений все более активно привлекает внимание общественности, государства, бизнеса в последние годы. Стремительное развитие цифровой экономики неумолимо привлекает внимание преступников — чем больше отрасль приносит денег, тем „лакомее“ она становится для мошенников. Наша задача — предупредить возможные преступные действия, обезопасить себя и свой бизнес от кибератак. Именно для этого сегодня на Cyber Security Forum мы презентовали тренды в области кибербезопасности по итогам 2017 года — рекомендуем всем представителям интернет-бизнеса изучить эти тренды, сделать необходимые для себя выводы и обозначить для себя болевые точки», — отметил директор РАЭК, Сергей Плуготаренко.
Итак, по мнению экспертов и аналитиков рынка, 2017 год выявил следующие тренды, которых стоит опасаться и на которые стоит обратить внимание:
Инфраструктурные киберугрозы
Атаки на криптовалюты
Изменения в законодательстве
Вступает в силу законодательство по безопасности Критической информационной инфраструктуры (187-ФЗ и др). Приоритетным трендом деятельности компаний станет увеличение расходов на обеспечение кибербезопасности, прежде всего компаний, относящихся к КИИ, что «спровоцирует» дальнейшую технологическую «гонку вооружений».
ЦБ становится регулятором в области информационной безопасности для финансовых организаций.
Импортозамещение, усиление требований к средствам ИБ, ужесточение требований к лицензиатам по защите информации.
Вступление в силу (или перенос) «Закона Яровой».
С 25 мая 2018 г. начнет применяться Европейский регламент GDPR (Общие положения о защите данных), что неизбежно приведет к увеличению расходов российских компаний, деятельность которых связана со странами-членами ЕС.
Общественно-социальный аспект
Развитие идеи страхования от киберугроз. Компании начнут рассматривать киберугрозы как один из ключевых коммерческих рисков. В результате изменения законодательства, компании будут чаще проводить аудит защищенности своих систем автоматизации, оценку рисков информационной безопасности и искать пути по их снижению или передаче. Финансовые организации и технологические компании будут первыми, кто будет внедрять страхование таких рисков.
Рост манипулирования и взломов СМИ и социальных медиа ради извлечения прибыли из рыночных колебаний, спровоцированных информационными фальшивками.
«Политизация» оценок «информационных угроз и вызовов» что с учетом различий в понятийно-терминологическом аппарате в сфере информационной (кибер-) безопасности, может привести к «эскалации напряженности» в достижении международно-правового сотрудничества на универсальном уровне. Соответственно, сотрудничество в сфере инфо- (кибер-) безопасности будет «фрагментироваться» и развиваться, с одной стороны, преимущественно на двустороннем и региональном уровнях, а не на универсальном уровне; с другой стороны, в контексте «мягкого права»: взаимодействие в формате UN Group of Governmental Experts (UN GGE); «за пределами UN GGE», к примеру, в развитие инициативы бизнеса по принятию «новой Женевской конвенции», возможное принятие RFC по кибербезопасности и т.д.
Пользователь по-прежнему остается «слабым звеном» и одним из основных инструментов киберпреступников. Большинство вирусов проникает в корпоративные сети через электронную почту и открытие сотрудниками компаний файлов и ссылок от неизвестных отправителей. Персонал ИТ-департаментов, в свою очередь, не всегда обладает необходимыми навыками и знаниями для борьбы с современными способами кибервмешательства. В данном аспекте особую роль приобретает повышение общей компьютерной грамотности, а также своевременное переобучение и повышение квалификации сотрудников ИТ-служб.