Головной универсальный атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 построен по заказу Государственной корпорации «Росатом» на «Балтийском заводе» в Санкт-Петербурге. В отличие от действующих ледоколов, он может обеспечивать проводку судов как на глубоководных трассах Северного морского пути, так и на мелководье благодаря способности менять осадку. Атомные ледоколы проекта 22220 смогут проводить караваны судов, пробивая лед толщиной до трех метров.
Одной из важнейших задач эксплуатации ледокола является проведение работ общесудового и специального назначения по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР). Большой объем этих работ, а также их сложность и необходимость точного соблюдения регламентов и требований повышают трудоемкость процессов технического менеджмента. Экономическая эффективность эксплуатации зависит от затрат как на сами работы, так и на закупку широкой номенклатуры запчастей и материалов. Статьи этих затрат требуют корректного учета и объективного анализа с целью выявления внеплановых составляющих и их причин, и принятия соответствующих решений.
В этой связи необходимым инструментом управления эксплуатацией станет система обеспечения эксплуатации ледокола (СЭЛ). Она служит для информационной поддержки и автоматизации процессов ТОиР, включает в себя береговую и судовую часть.
Функциональность СЭЛ охватывает планирование ТОиР, составление, калькуляцию и согласование ремонтных ведомостей, автоматизированный обмен ремонтными ведомостями между офисом и судном, формирование отчетов о выполнении работ, определение плановых и фактических затрат на ТОиР, анализ результатов ТОиР, формирование заявок на материально-технические ресурсы под ремонтные работы, управление складами запчастей и материалов, автоматизированное взаимодействие со смежными информационными системами и многие другие функции.
Для ее создания Концерн «НПО «Аврора» привлёк компанию «НПП «СпецТек» – разработчика EAM/APM-системы TRIM, поставщика услуг в области внедрения информационных систем управления ТОиР. Главным аргументом в пользу такого выбора стал тот факт, что управление ТОиР всего атомного ледокольного флота России уже более 10 лет ведется в системе TRIM.
В ходе создания СЭЛ специалисты НПП «СпецТек» выполнили весь комплекс работ, включая разработку документации на систему, наполнение базы данных СЭЛ, разработку конвертера для интеграции СЭЛ с АСУ ТП ледокола, установку, пуско-наладочные работы и приемочные испытания СЭЛ, подготовка пользователей, швартовые и ходовые испытания системы на производственной базе ООО «Балтийский завод-Судостроение».