О сделке "Ъ" рассказал один из участников интернет-рынка. По его словам, фонд Юрия Мильнера Digital Sky Technologies (DST) около года вел переговоры с создателями Nigma.ru и в итоге купил часть компании. Господин Мильнер вчера отказался от комментариев, но эту информацию подтвердил один из создателей Nigma.ru Виктор Лавренко. Раскрывать детали сделки он не стал, отметив только, что она еще не завершена. "На словах мы давно договорились, но еще не все документы оформлены",— пояснил господин Лавренко. Он не стал уточнять, инвестировал ли DST через офшор Nigma.ru Ltd (владеет 25% ООО "Нигма.ру") либо выкупил доли в ООО "Нигма.ру". "Сделка со сложной структурой. Могу сказать, что DST получит пакет больше блокирующего, но меньше контрольного",— подчеркнул он, отметив, что в обмен на долю в компании DST инвестирует в Nigma.ru "несколько миллионов долларов, но меньше десяти". Первые деньги компания уже получила. На них она запустила рекламную кампанию на телеканалах MTV и 2х2.
Поисковик Nigma.ru создан в 2005 году студентами и выпускниками факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М. В. Ломоносова. Проект зарабатывает на контекстной рекламе с помощью системы "Яндекс.Директ". По данным самой компании, выручка в 2007 году была меньше $1 млн. По данным СПАРК на 31 марта этого года, 25% ООО "Нигма.ру" принадлежит офшору на Британских Виргинских островах Nigma Ltd, 75% — физическому лицу.
По оценке аналитика ИК "Финам" Леонида Делицына, на Nigma.ru приходится примерно 0,5% поискового трафика рунета. "Показатель неплохой, но посещаемость невелика, по нашим оценкам, это 100-150 тыс. человек в сутки,— говорит он.— Портал стоит не дороже $5 млн, а с учетом быстрого развития компании может вырасти до $10-12 млн". Директор по инвестициям венчурного фонда ABRT Николай Митюшин считает, что DST вложил в Nigma.ru "от нескольких сотен тысяч долларов до двух миллионов". Эти деньги будут вложены в рекламу и запуск семантического поиска (понимает так называемый естественный человеческий язык), который предположительно состоится этой осенью, рассказал Виктор Лавренко.
Семантический поисковик будет пользоваться спросом. "Сегмент очень интересен, такие запросы через несколько лет займут до 20% поискового рынка. Большинство поисковиков будет развиваться в этом направлении",— считает маркетолог группы поиска и навигации Rambler Media Сергей Сергеев. Николай Митюшин не уверен в успехе Nigma.ru: "Попыток создать принципиально новый поиск было множество, но ни одного удачного проекта за последние несколько лет я не вспомню". "Посмотрите на независимую американскую компанию Powerset, которая занимается семантическим поиском: Microsoft покупает ее за $100 млн",— парирует Виктор Лавренко.
Александр Малахов