За 2020 год желающих проверить свой уровень цифровой культуры стало больше в 8 раз (330 148 участников по сравнению с 39 398 в 2019 году). В этом году, чтобы поддержать интерес пользователей, организаторы разработали специальный интерактивный формат тестирования для детей 7-13 лет и отдельный вариант диктанта для граждан старше 60-ти лет.
В 2021 году проект включает следующие этапы:
«Цифровой Диктант 2021» будет состоять из четырёх блоков. Первый блок посвящен вопросам цифрового потребления и основам компьютерной грамотности, второй – цифровым компетенциям, третий – цифровой безопасности, четвертый – новым технологиям. После завершения акции участники смогут перейти в раздел «Работа над ошибками», где каждый увидит, какие знания и навыки стоит подтянуть именно ему. Готовиться к диктанту можно уже сейчас на специальной обновленной платформе.
В прошлом году лучшие результаты продемонстрировали именно дети 7-13 лет, которые тогда проходили тестирование впервые, а также взрослые 25-34 лет. Самые скромные результаты показали участники старше 60-ти лет и подростки 14-17 лет. В 2020 году лучше всего пользователи разбирались в цифровой безопасности, а самыми сложными для них были вопросы об основах цифрового потребления.
Ежегодное исследование уровня цифровой культуры Microsoft DCI подтвердило: повышать уровень знаний об интернет-технологиях особенно актуально сейчас, когда общение в сети стало занимать гораздо больше места и в личной жизни, и в рабочих процессах. Мошенничество, обман и грубое обращение все еще остаются распространенными рисками в онлайн-коммуникации и пользователям необходимы знания о том, как их избежать.
«В этом году «Цифровой Диктант» ждет ряд нововведений. Одно из них — большее сегментирование целевых аудиторий. Будет отдельный вариант диктанта для людей старше 60 лет. Также появятся новые форматы вопросов, которые сделают прохождение диктанта еще интереснее и полезнее. Организаторы постарались сделать их более интерактивными, что должно понравиться молодой аудитории, — отмечает Алексей Комиссаров, сопредседатель Центрального штаба ОНФ, генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей». — «Цифровой Диктант» теперь не только акция по измерению уровня цифровой грамотности, но и целая образовательная мультиплатформа. На сайте проекта функционирует библиотека материалов по цифровой грамотности «Хочу все знать», постоянно обновляется «Карта цифровых возможностей» с программами и курсами повышения цифровой грамотности населения в онлайн и офлайн-форматах. В прошлом году мы впервые провели сбор информации о существующих в регионах курсах повышения цифровой грамотности для разных целевых аудиторий. Это позволило нам увидеть основные направления и форматы по формированию цифровой зрелости граждан, которые реализуются в различных субъектах. Всего эксперты ОНФ проанализировали более 700 курсов».
«Нас радует, что с каждым годом общероссийская акция «Цифровой Диктант» охватывает всё большее число участников: в 2020 году их количество увеличилось более чем в 8 раз — до 330 тысяч. События 2020 года стали дополнительным катализатором развития цифровых компетенций у пользователей: электронная коммерция, дистанционное образование, онлайн-общение стали обыденностью и смотивировали многих повысить свою цифровую грамотность. Надеемся, в 2021 году акция побьёт все предыдущие рекорды и покажет, повлияли ли пандемия и сопутствующие ей цифровизация и удалённая работа на развитие у граждан цифровых навыков», — комментирует Сергей Гребенников, руководитель проекта «Цифровой Диктант».
«По данным ежегодного исследования уровня цифровой культуры DCI, 80% россиян сталкивались с онлайн-угрозами. В большинстве случаев столкновения с рисками влекут определенные последствия – 58% интернет-пользователей признали, что стали реже использовать социальные сети, практически 50% стали меньше доверять офлайн и онлайн. Именно поэтому Microsoft в России стремится популяризировать знания об интернет-технологиях и ежегодно проводит общероссийский «Цифровой Диктант» совместно с РАЭК и ОНФ. Проект поможет людям проверить свой уровень цифровой грамотности, а также получить новые знания и навыки, которые необходимы в цифровую эпоху», — отмечает Эльза Ганеева, менеджер по работе с государственными органами Microsoft в России.
«Комитет Госдумы по информационной политике анонсировал инициативу по повышению цифровой грамотности молодёжи. В том числе возможно введение уроков цифровой грамотности в школах. Безусловно, мы понимаем важность вопроса. Только что мы завершили первое открытое заседание межфракционной группы по кибербезопасности. Вместе с экспертами отрасли и профильных ведомств, мы обсудили возможные подходы противодействия киберпреступности. Многие участники отметили важность не только законодательных мер, но и повышения цифровой грамотности населения. «Цифровой Диктант» как ежегодная акция, которая проводится уже в третий раз, вносит вклад в общую работу. Уверен в этом году в акции примут участие сотни тысяч наших граждан как представителей подрастающего поколения, так и взрослых», — комментирует Александр Хинштейн, депутат Государственной Думы РФ, председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи.
Также к акции уже присоединились партнеры: ЦБ РФ, ПАО «Ростелеком» и Пенсионный фонд России (проект «Азбука интернета»), Российская государственная библиотека для молодежи, Координационный центр доменов .RU/.РФ, RU-CENTER, TikTok, лаборатория Касперского, Консорциум по развитию цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики, Газпромбанк.